Наш блог
Газовый фен горячего воздуха
Автономный воздушный обогреватель — сухой фен — бортжурнал KIA Sportage 1997 года на DRIVE2
Как обещал, более подробно напишу про свой автономный обогреватель салона — сухой фен.
Полный размер
Принцип работы
Когда купил машину, обогреватель уже стоял, но не работал. Посмотрел — стоит Планар 4ДМ2-12 (3 кВт). Выключатель работал, диодик загорался, вентилятор крутил, но не грел. Первую зиму обходился без него, но на вторую зиму пришлось ехать на дальнее расстояние, мороз хороший стоял, сильный ветер, печка не справлялась, кто сидел сзади — мерзли. Только приехал — решил заняться, сделать. Основной блок стоит под водительским креслом, снял кресло, прежде всего выкрутил свечу, подал на неё напряжение — не накаляется. Поискал, за 1100р нашел свечу в городе, чтоб не заказывать. Поставил — сразу всё заработало. Начался кайф.Если нужно быстро протопить машину — фен, если ночую что зимой, что летом в машине — фен, если не справляется печка — фен.Как включаешь, тепло начинает идти примерно через минуту-две, еще через минуту — уже горячий воздух.Для его работы не требуется заведенный двигатель машины, поэтому спать можно в тишине, а поставив на минимум и не жарко.На максимуме обогрева вентилятор фена работает мощно и его слышно, примерно такой же шум, как и на максимуме работает вентилятор печки. На минимуме еле слышно.
Для удобства сделал его включение от сигналки. Чтобы не только автозавод включать, а и отопитель отдельной кнопкой. На допканал сигналки повесил, в разрыв кнопки подключил.
Полный размер
вот его схема
Работающий на диз.топливе более безопасен чтобы не угореть. Для большей безопасности советуют ставить датчики-сигнализаторы угарного газа. У меня хоть машина и бензинка, но стоит недорогой дизельный сухой фен Планар от Теплостара (19т.р) на 3кВт, внутренний блок под водительским сиденьем, блок управления ниже мафона, бачок для ДТ на 5л в подкапотном рядом с воздушным фильтром, там же маленький насосик. Выхлопы сгорания выведены под днище. При работе запахов нет, 3 квт нужно только для быстрого прогрева, потом 1 квт хватает, тогда и расход топлива 0,12л в час (0,37 на 3 квт) и от аккума мало берет — 10вт (42вт на 3 квт). Если всю ночь пользоваться подогревом, я пока ни разу аккум не сажал.
Наиболее известный производитель — Webasto, но ценник негуманный, есть наш производитель — Теплостар, они тоже подорожали, но не настолько. Недешево стоит и его установка, от 15 тыр. Но люди и сами ставят, там ничего сложного нет. Комплекты в продаже полные, но без бачка, их подбирают люди сами, от потребностей.
Вот как размещён:
Полный размер
Стоит под креслом, ногам не мешает. Крепления кресла переварены, может для установки отопителя, может по другой причине. По высоте отопитель 16 см. Для заднего пассажира есть куда ноги поставить и место остается. По сути, можно было бы на 10см назад сдвинуть отопитель безпроблемно.
Полный размер
Панель управления. Они есть разные, у меня самый простейший с плавной регулировкой мощности отопителя.
Полный размер
Здесь виден бачок для ДТ на 5л. Воздушный фильтр без приемной трубы и сдвинут. Возможно из-за бачка.
Кое-кто доп аккум возит на всякий случай, кто-то шланг от отопителя из машины в палатку кидает и спит в тепле в палатке, кто-то переносной делает из сухого фена, действительно автономный получается, в ящике и тоже в палатке в тепле спит. На драйве есть темы по переделке обогревателей в полноценные автономные.
Возможно о чем-то забыл написать, спрашивайте.
Page 2
Как обещал, более подробно напишу про свой автономный обогреватель салона — сухой фен.
Полный размер
Принцип работы
Когда купил машину, обогреватель уже стоял, но не работал. Посмотрел — стоит Планар 4ДМ2-12 (3 кВт). Выключатель работал, диодик загорался, вентилятор крутил, но не грел. Первую зиму обходился без него, но на вторую зиму пришлось ехать на дальнее расстояние, мороз хороший стоял, сильный ветер, печка не справлялась, кто сидел сзади — мерзли. Только приехал — решил заняться, сделать. Основной блок стоит под водительским креслом, снял кресло, прежде всего выкрутил свечу, подал на неё напряжение — не накаляется. Поискал, за 1100р нашел свечу в городе, чтоб не заказывать. Поставил — сразу всё заработало. Начался кайф.Если нужно быстро протопить машину — фен, если ночую что зимой, что летом в машине — фен, если не справляется печка — фен.Как включаешь, тепло начинает идти примерно через минуту-две, еще через минуту — уже горячий воздух.Для его работы не требуется заведенный двигатель машины, поэтому спать можно в тишине, а поставив на минимум и не жарко.На максимуме обогрева вентилятор фена работает мощно и его слышно, примерно такой же шум, как и на максимуме работает вентилятор печки. На минимуме еле слышно.
Для удобства сделал его включение от сигналки. Чтобы не только автозавод включать, а и отопитель отдельной кнопкой. На допканал сигналки повесил, в разрыв кнопки подключил.
Полный размер
вот его схема
Работающий на диз.топливе более безопасен чтобы не угореть. Для большей безопасности советуют ставить датчики-сигнализаторы угарного газа. У меня хоть машина и бензинка, но стоит недорогой дизельный сухой фен Планар от Теплостара (19т.р) на 3кВт, внутренний блок под водительским сиденьем, блок управления ниже мафона, бачок для ДТ на 5л в подкапотном рядом с воздушным фильтром, там же маленький насосик. Выхлопы сгорания выведены под днище. При работе запахов нет, 3 квт нужно только для быстрого прогрева, потом 1 квт хватает, тогда и расход топлива 0,12л в час (0,37 на 3 квт) и от аккума мало берет — 10вт (42вт на 3 квт). Если всю ночь пользоваться подогревом, я пока ни разу аккум не сажал.
Наиболее известный производитель — Webasto, но ценник негуманный, есть наш производитель — Теплостар, они тоже подорожали, но не настолько. Недешево стоит и его установка, от 15 тыр. Но люди и сами ставят, там ничего сложного нет. Комплекты в продаже полные, но без бачка, их подбирают люди сами, от потребностей.
Вот как размещён:
Полный размер
Стоит под креслом, ногам не мешает. Крепления кресла переварены, может для установки отопителя, может по другой причине. По высоте отопитель 16 см. Для заднего пассажира есть куда ноги поставить и место остается. По сути, можно было бы на 10см назад сдвинуть отопитель безпроблемно.
Полный размер
Панель управления. Они есть разные, у меня самый простейший с плавной регулировкой мощности отопителя.
Полный размер
Здесь виден бачок для ДТ на 5л. Воздушный фильтр без приемной трубы и сдвинут. Возможно из-за бачка.
Кое-кто доп аккум возит на всякий случай, кто-то шланг от отопителя из машины в палатку кидает и спит в тепле в палатке, кто-то переносной делает из сухого фена, действительно автономный получается, в ящике и тоже в палатке в тепле спит. На драйве есть темы по переделке обогревателей в полноценные автономные.
Возможно о чем-то забыл написать, спрашивайте.
www.drive2.ru
Автономные обогреватели: Тепло и сухо
12 февраля 2010 года
Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности — в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

Деньги в трубу
На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины — гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности — как минимум 14 КВт из 15 развиваемых — в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум — до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно — даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток — высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом — нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело — воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы — никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители — даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт — всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя — немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков — многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» — в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики — все поголовно — спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист — в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон — лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…





Все гениальное просто

Итак, рассмотрим подробно устройство «воздушника». Принцип работы у изделий разных производителей один и тот же — топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозировано, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Последний представляет собой жаропрочное тело с достаточно большой площадью поверхности — обычно это пакет проволочных сеток из тугоплавкой «нержвавейки». Перед испарителем установлена электрическая свеча накаливания с керамическим стержнем (открытые спирали ушли в прошлое). Воздух в камеру сгорания подает нагнетатель, приводимый валом электродвигателя, там же, у входного, холодного торца отопителя, находится электронный блок управления — его микросхемам перегрев не грозит. Ребра на наружной поверхности теплообменника, куда поступают раскаленные газы из камеры сгорания, обдуваются воздухом из кабины — его гонит вентилятор, закрепленый на валу электродвигателя позади крыльчатки нагнетателя. К пульту управления, установленному на панели приборов, от блока проложен жгут проводов, а поскольку канал связи на современных агрегатах обычно цифровой, хватает всего трех жил: «плюса», «минуса» и сигнальной. Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя — в зависимости от выбранного процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. За поддержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой — выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термо-выключатель) — страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива.


При включении отопителя процессор диагностирует все системы и запускает программу. Напряжение на свече накаливания плавно повышается, затем в камеру сгорания подается топливо и воздух, начинается процесс горения, контролируемый блоком управления по сигналам встроенного в теплообменник датчика пламени. Когда горение стабилизируется, свеча отключается, и в дальнейшем пламя поддерживается непрерывной подачей топлива. Если по каким-либо причинам розжиг не произошел — например, из-за загустения летнего дизтоплива в мороз, весь цикл автоматически повторяется. После двух неудачных попыток отопитель автоматически выключается, на пульте управления загорается индикатор, и по команде процессора нагнетатель в течении нескольких минут продувает камеру сгорания. После чего можно вновь повторить попытку розжига. Впрочем, если топливо соответствует сезону, то такие нештатные ситуации на современном, проходящем регулярную чистку от нагара, отопителе крайне редки, и после розжига блок управления поддерживает горение на максимальном режиме, сравнивая значение температуры, заданной водителем на пульте управления с температурой воздуха в кабине. Если последняя ниже заданной, отопитель продолжает работать на «полном газу», а когда она достигнет желаемой, подача топлива снижается. Бывает, что в кабине становится даже жарче, чем требуется — тогда процессор дает топливному насосу передохнуть, а нагнетателю приказывает продуть камеру сгорания свежим воздухом. Когда температура упадет, например на 2 градуса ниже заданной регулятором, — поступает цифровая команда: «Махмуд! Зажигай!», и процедура разогрева свечи с последующей подачей топлива возбуждается по вышеописанному сценарию. Как видим, заявляемая автономность воздушных отопителей всех, без исключения, фирм весьма условна, поскольку любой такой агрегат жестко привязан к аккумулятору автомобиля, и смерть батареи вдали от населенных пунктов чревата смертью и водителя. Тем не менее, конструкторы не спешат создавать полностью независимые «фены», хотя, на первый взгляд, технических препятствий к этому нет. Действительно, что там какие-то 40 ватт, потребляемых от батареи, если при сгорании топлива выделяются избыточные 2 киловатта? Почему нельзя вращать вал потоком горючих газов, зачем «фену», вообще, нужен электродвигатель? А термопара вполне потянет и топливный насос, и электронику. Поджиг — пиропатроном. И никакого аккумулятора не надо. Увы, не все так просто. Отдаленное сходство «воздушника» с газотурбинным двигателем ничего не значит, и, заставив пламя не только греть, но и вращать,мы наживем практически нерешаемую проблему шума. То есть, спать придется под реактивный вой. Не говоря уже про неизбежные сложности с отбором тепла от отработавших газов, ведь «печка», поедающая топливо, как самолет, никому не нужна. Да и по уровню техники турбина и фен, мягко говоря, отличаются — отопитель кабины тысяч эдак за двадцать (евро) вряд ли найдет спрос. Так что, в обозримом будущем полностью автономных «воздушников» ждать не приходится.



Воздушный обогреватель: выбери меня
А теперь об особенностях отопителей конкретных марок. Немецкие «автономки» Webasto и Eberspaeher считают эталонными — многие из технических решений, внедряемые инженерами этих фирм, регулярно появляются на изделиях конкурентов — по лицензиям или без оных. Главная особенность породистых немцев — цельнолитой алюминиевый теплообменник, такая конструкция обеспечивает наилучший КПД агрегата, но требует достаточно высокой культуры производства. Цены отопителей обеих фирм примерно одинаковы — около 29 000 рублей за 2-киловаттный «воздушник» и около 37 000 рублей за 3,5-4-киловаттный. Одно из непринципиальных отличий разных конструкторских школ — в форме испарителя: Webasto располагает его по периметру камеры сгорания, а Eberspeher — на торце. В активе Webasto — бесщеточный электродвигатель, низкошумный вентилятор и камера сгорания с жаростойкой металлокерамической прокладкой. Широкий диапазон допустимых положений позволяет устанавливать отопитель под углом до 90 градусов от горизонта. «Конек» Webasto — удобная диагностика: по сигналам переключателя или таймера, по анализу выхлопных газов или с помощью компьютера. Система самодиагностики отображает неисправности, выдавая один из 15 кодов. Регулятор температуры — одновременно и включатель обогрева. Выносной датчик температуры на кабеле длиной до 5 м — опция. В комплект «Комфорт» входит таймер, включающий отопитель в установленное время. Air Top — так обозначает большинство моделей в своей линейке «воздушников» компания Webasto. Современные модели воздушных отопителей Eberspaecher носят название Airtronic — четырех хватает, чтобы перекрыть диапазон мощностей от 2 до 8 КВт. Среди достоинств — высокий КПД и бесшумный вентилятор с бесступенчатой регулировкой скорости вращения. В списке опции система дистанционного радиоуправления с радиусом действия до 1000 м.

Чешская фирма Brano представлена у нас двумя моделями: 2-киловатником Breeze III и вдвое более мощным Wind III. Конструкция теплообменника — как у немцев, то есть алюминиевое литье, а цены привлекательней. Регулировка температуры плавная — от 15 до 30о С, среди опций есть таймер.
«Воздушники» фирмы Mikuni — той самой, что знаменита своими карбюраторами — экзотика на нашем рынке. Конструкция добротна, поскольку базируется на лицензии от Eberspaecher, но отсутствие столь широкой, как у немцев, сети сервисных центров пока сдерживает распространение знаменитых своим японским качеством отопителей.


Старейший из отечественных производителей автономных отопителей — ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке», конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем — производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого — был бы заказчик с деньгами. Покупателю же крупносерийного обогревателя остается уповать на квалификацию сварщиков — если теплообменник сделан на совесть, свищей и прочих отверстий, чреватых проникновением угарного газа в кабину, не будет. В производственной линейке ШААЗа остаются 5 моделей «воздушников»традиционной конструкции — мощностью от 2 до 11 КВт, и, кроме того, пошли в серию два новейших агрегата с электронным управлением: 2-х и 8-киловаттный. Но они значительно дороже, например, 02 стоит 16 000 рублей против 10 000 рублей за равный по мощности О15.

На ржевском заводе «Элтра-Термо», напротив, применили самое передовое решение, сделав теплообменник цельнолитым, как у немцев. Более того, алюминиевые ребра в нем полые, то есть, поверхность, нагреваемая изнутри горючими газами, получилась гораздо большей, чем у теплообменников зарубежных ана-логов, что дает хорошие перспективы к повышению КПД. Пока у ржевцев всего одна «воздушная» модель — «Прамотроник-4Д-24». В комплект за 13 000 рублей входит 12-литровый бачок для автономного питания «печки», разбавленной бензином соляркой — в сильный мороз.

Самарский завод «Адверс», поставляющий свои отопители «Планар» на сборку автомобилей КАМАЗ, автокранов и прочей спецтехники, предлагает «воздушники» не только в 24-х, но и в 12-вольтовом исполнении, ведь, например, у американских грузовиков «легковое» напряжение бортсети.

Особенность конструкции — сборный из двух половинок алюминиевый теплообменник. Цена комплекта с 7,5-литровым бачком — 12 500 рублей.Особняком на рынке стоят отопители на газовом топливе — их делает немецкая фирма Truma. Спрос на такие весьма ограниченный, но для старенького бензинового тягача, переоборудованного на пропан-бутан,ничего лучше 2,4-киловаттного агрегата Trumatic E 2400 не придумаешь.
Автономные обогреватели: Тепло и сухоАвтономные обогреватели: Тепло и сухоОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enterwww.zr.ru
Обзор газового паяльника Portasol Super Pro 125
Газовый паяльник – портативный инструмент для большого спектра работ. В продаже их нынче немало разных, от ноунейм китая до профессиональных моделей зарекомендовавших себя брендов. Один из таких мы и рассмотрим – знаменитый Portasol SuperPro 125.
О производителе
Обзор паяльника Portasol Super Pro 125
Паяльник Super Pro 125 является самым мощным паяльником в линейке, обеспечивая эквивалент мощности нагрева в 125 ватт.
Из достоинств можно отметить:- Блокировка подачи газа
- Легкий пуск, одним нажатием кнопки
- Беспроводный и портативный, т.к. работает на бутане
- Время непрерывной работы до 2 часов (в режиме минимальной мощности)
- Нагрев до рабочей температуры за 30 секунд
- Беспламенное горение (в режиме паяльника и теплового фена)
- Тепловая мощность регулируется в пределах 25-130 Вт
- Ультразвуковая сварка резервуара для газа предотвращает утечку при ударе, воздействии ультрафиолета или экстремальных температур
- Использованы проверенные на совместимость с бутаном пластики для максимальной безопасности и долговечности
- Длина (вместе с крышкой): 230 мм
- Вес: 126 г
- Рабочая температура:
- Паяльник: 580 °C
- Горелка: 1300 °C
- Горячий воздух: 625 °C
- Время заправки: 10 сек
- Система воспламенения: пьезоэлектрическая (время жизни – 50000 циклов)
- Тип газа: бутан, изобутан
- Время беспрерывной работы:около 45 минут (в режиме пайки) при максимальной температуре
Поставляется как в наборе с различными жалами, так и просто сам паяльник (1 жало в комплекте все же есть). Ассортимент доступных для этой модели жал и насадок довольно большой – 11 видов, их при необходимости, можно приобрести отдельно.
Portasol в качестве OEM делает эти паяльники для многих очень именитых производителей. Из известных мне:Продаются они обычно либо без набора – просто паяльник, либо в наборе с довольно скудной комплектаций, хотя возможность докупить жала имеется. Набор в самой полной комплектации продается только под родным брендом Portasol, существует ее два вида.
Для Европы:
Для Северной Америки:
Разница в количестве насадок – 4 в европейской и 7 в американской; материале корпуса – у европейской часть рукоятки выполнена из металла, у американской же она пластиковая. Так же отличается сопло горелки, не знаю, как это сказывается в работе, но они разные и в европейской версии сопло съемное – на него продаются запчасти (само сопло, диффузорная трубка, решетчатый стаканчик с гайкой), в американской же все «намертво» и никаких запчастей нет — то ли сделано на века, то ли одноразово, время покажет. Все бренды кроме Ersa, продающие перемаркированный Portasol, используют европейскую версию.
В обзоре рассматривается версия для североамериканского рынка.
Упаковка
Упакован набор в картонную коробку в классических для Portasol оранжево серых тонах. Сверху прорезь – заглянув в которую можно лицезреть часть паяльника и немного жал через окошко в кейсе. Кроме этого коробка имеет большое количество информации о паяльнике на 3х языках, ну и конечно, заветную надпись «сделано в Ирландии».
Габаритов она довольно немаленьких (90 х 48 х 300 мм) и увесистая (450 грамм), так что при покупке с забугорных амазонов и ибеев дешевых тарифов доставки ждать не придется.
Кейс и комплектация
Набор поставляется в добротном пластиковом кейсе. Сделан он из толстого, прочного, но в тоже время довольно гибкого пластика. В руках он не гнется и не мнется, лишь слегка амортизируя. Окошко из акрилового оргстекла, толщиной целых 3 миллиметра. За сохранность инструмента в таком кейсе можно не переживать.
Закрывается он на пластиковые защелки.
А вот петли подкачали. Кейс цельнолитой и петли – тонкий слой этого же пластика между крышкой и основанием. И так как пластик не очень гибкий, уже у нового кейса петли имеют белесый вид и микротрещины. Надолго ли их хватит – я не знаю, но при частом использовании, думаю, каждый раз хлопать крышкой не стоит.
Ячейки для жал и насадок имеют фиксаторы, не дающие жалам выпасть произвольно. Несколько туговатые, но это пока новые. В любом случае, проблем достать жала и положить обратно не возникает, разве что насадку для горелки – почти не за что зацепиться. Для колпачка от паяльника есть отдельная ячейка, но посадочное место паяльника рассчитано на размещение его с надетым колпачком.
Комплектация набора следующая:
- Пластиковый кейс для хранения.
- Сам паяльник.
- Пластиковый колпачок паяльника.
- Жала для паяльника – 4 штуки.
- Жало для горячей резки.
- Насадка для горелки.
- Насадка для горячего воздуха.
- Алюминиевая баночка с целлюлозной губкой.
- Инструкция (универсальная для 75 и 125 ваттной моделей, русского языка нет).
Паяльник
Сразу хочу отметить, что паяльник немалых габаритов – ручка 25мм в диаметре, длина без крышки и жала – 180мм. Карманным его не назовешь. В руке лежит нормально, хотя в обхвате толстоват.
Цветовая гамма, как водится, серо-оранжевая. Качество исполнения очень радует. Пластик качественный, прочный, приятный на ощупь; согласно заявлениям разработчика он совместим с бутаном. Собрано все очень качественно – никаких люфтов, заусенцев. У североамериканской версии ручка в месте резервуара для газа выполнена из пластика (у европейской же из металла).
На заднем конце расположена гайка, регулирующая подачу газа от минимального до максимального значения. Ход плавный и слегка туговатый – сама не повернется. Согласно отзывам и сравнениям с другими похожими газовыми паяльниками Portasol одни из немногих, а может и единственные, у которых нормально работает регулировка подачи газа и соответственно температуры жала, что позволяет паять не только ржавые ведра и проводку, но и чувствительную электронику.
В регулировочной гайке имеем небольшой вырез с окошком из полупрозрачного пластика, через которое можно наблюдать количество имеющегося в резервуаре газа – очень удобно. Там же на гайке расположился стандартный клапан для заправки (подходят как балончики для зажигалок, так и цанговые для примусов и горелок). Газ, кстати, нужен качественный, высокой степени очистки, дабы не засорять сопла и катализаторы. Хватает газа надолго, поэтому лучше один раз не поскупиться. Ну и конечно надпись «Сделано в Ирландии», куда без нее.
Ближе к середине ручки сделаны два отверстия, в которые вставляется подставка из тонкой стальной проволоки. Она либо складывается, либо раскладывается, превращаясь в подставку для горячего паяльника.
Около переднего конца расположились переключатели управляющие подачей газа (отмечена «< I 0 >») и поджигом (отмечена значком молнии). Одна особенность – кейс позволяет положить паяльник с включенной подачей газа, следует быть внимательным.
Если же закрывать защитный колпачок, то он имеет выступ, который блокирует переключатель газа в выключенном положении. Еще этот самый колпачок позволяет закрыть неостывший паяльник и отправить его на хранение. Но колпачок не такой уж термостойкий – от прикосновения жала может подплавиться.
Чтобы включить подачу газа нужно передвинуть переключатель в сторону жала паяльника, затем щелкнуть кнопкой поджига, плавно ее отпустив – тем самым давая сработать отсекателю пламени. Производитель рекомендует перед поджигом выкрутить подачу газа на максимум, отрегулировав после на необходимое положение. Однако нормально поджечь можно уже и со среднего значения. Индикацией поджика служит изменение цвета катализатора в специальном окошке жала.
Будьте осторожны с этими окошками! Из них прет очень горячий воздух, которым можно подпалить оказавшиеся рядом пальцы, провода, какие-то детали. Так же нельзя направлять сопла насадок при поджиге в лицо и тем более глаза.С установленными жалами для пайки или резки поджиг работает отлично, разжигается с первого раза без каких либо проблем. Насадка для горелки требует подачи газа выше среднего уровня для нормального поджига. Самая проблемная насадка – для горячего воздуха, сама по себе поджигается она редко с первого раза, иногда приходится покрутить гайку для выбора оптимального потока газа. Если же установить на нее комплектную лопатку-отражатель и выкрутить подачу газа на максимум, то поджечь удается сразу. Возможно, так и задумано.
Система установки жал довольно простая. Ставим жало на форсунку, одеваем решетчатый стаканчик, гайку и завинчиваем. Сама гайка выполнена из термостойкого пластика, прочного и, вроде, достаточно толстого, но все же пластика, поэтому излишне усердствовать в затягивании не стоит. Так же нежелательно прилагать боковое усилие на жало./p>
Жала и насадки
Производитель предоставляет для этого паяльника выбор из 11 различных жал: 4 скошенных цилиндра, 4 шлицевых, нож для горячей резки, насадка для горелки, насадка для горячего воздуха.
Очень радует отсутствие бесполезных конусообразных жал – знают люди, что делают. Любое из жал можно приобрести отдельно – примерно 10-15$ за штуку. Поэтому версия набора для США в этом плане выигрывает – 7 жал (все вышеперечисленные, кроме 4х скошенных цилиндров) против 4х в европейской (только 2 шлицевых жала, нож, фен).
Жала у Portasol просто великолепного качества. Относятся они к типу современных «долговечных жал» (или «несгораемых» как их еще называют). Представляют собой железное жало с медным сердечником (в нашем случае латунь). Кончик электрохимическим способом покрыт слоем олова (залужен), остальная же поверхность обычно покрыта слоем никеля.
Несгораемые жала требуют определенного к ним отношения – их нельзя перекаливать, подвергать воздействию едких флюсов, царапать или еще хуже – зачищать напильником. Несоблюдение этих мер приведет к их скорой порче.Кроме вышеназванных особенностей для этого типа жал, у нашего газового паяльника они имеют два отверстия: одно для выхода продуктов горения, второе для визуального определения наличия накала.
Каталитическая сетка, в которой и происходит горение, в свою очередь нагревающее жало, встроена в само жало, а не в горелку паяльника, что вполне неплохо – в случае загрязнения или выгорания сетки нужно лишь сменить жало.
Все четыре паяльных жала – шлицевые (в форме отвертки; на мой и не только мой взгляд, самая удобная форма в работе). Ширина самого тонкого – 1 мм, остальные: 2.4, 3.2, 4.8 миллиметров. Вполне достаточно для всех видов паяльных работ. Так же есть жало-нож для горячей резки подходящих материалов.
Маленькая короткая насадка позволяет сделать из паяльника газовую горелку с температурой пламени в 1300 °C. Горит примерно как на фото ниже. Будьте осторожны, при ярком свете и малом газе огонь не заметен – можно получить серьезные ожоги.
Следующая нужная вещь – насадка для горячего воздуха или «фен«. Можно использовать для пайки SMD-компонентов, при работе с термоусадочными трубками, ну или просто что-то греть и плавить в небольших масштабах.
В нагрузку к жалам приложена баночка с волшебной целлюлозной губкой – просто добавь воды. Вещь нужная, особенно для этого типа жал. Служит для очистки жал во время пайки, главное не забывайте, что она должна быть всегда влажной.
Чтобы губка не высыхала можно вместо воды смочить ее глицерином (обычным, без нитро-).Опыт использования
Эргономика паяльника на хорошем уровне, небольшие неудобства создают немалая толщина ручки и проволочная подставка, мешающаяся в пальцах. Если первое не решить никак – только привыкнуть, то подставку можно снять и использовать стационарную, коих в магазинах немало, или сделать ее самому. Все элементы управления: гайки, переключатели, работают как и должны работать – превосходно.
Паяльник пригоден для пайки мелких деталей уже на минимальной подаче газа (~240°C). Для деталей покрупней все же нужно прибавить газу. Канифоль лишь слегка подшипывает, понемногу испаряясь ровным дымком. С жалом 2.4мм и подачей газа от минимальной до средней мне было достаточно для пайки крупных конденсаторов, резисторов 0.125, и даже залуживания медной проволоки сечением 3мм2. Жала просто отличные! Припой так и магнитится, равномерно растекаясь по поверхности. Впечатление от работы паяльника просто потрясающее, паять одно удовольствие.
Феном вполне можно паять SMD, не в качестве основного инструмента, конечно, но в случае такой надобности – без проблем. Маленькие SMD резисторы, конденсаторы, транзисторы и т.п. выпаиваются с легкостью. SIOC-8 – тоже без проблем. Осилил даже выпаять QFP-100, не уверен, что он выжил, но сам факт. Для фена газа нужно выше среднего, при этом сама насадка довольно сильно накаляется и темнеет, что не сильно радует. Так же сия работа требует некоторой сноровки и тренировки. В целом, для экстренных случаев, работать можно.
Выводы
Плюсы:- Портативность и независимость от электричества.
- Высокое качество изготовления и качественные материалы.
- Богатая комплектация набора и возможность ее расширения.
- Общая продуманность конструкции.
- Хорошая эргономика, несмотря на ощутимые габариты.
- Высокая максимальная мощность.
- Отличная и точная регулировка мощности.
- Превосходные жала шлицевого типа.
- Жала нагреваются до нужной температуры очень быстро.
- Возможность визуального контроля уровня газа в резервуаре.
- Хиловатая гайка затяжки жал.
- Петли у кейса вряд ли прослужат долго.
- Поджиг с насадкой для горячего воздуха срабатывает с некоторыми особенностями.
Portasol Super Pro 125 – отличный, добротно сделанный инструмент. Не побоюсь этого слова – лучший в своем классе. В рассмотренной комплектации содержится все, что может понадобиться для работы. Главный плюс, как и вообще газовых паяльников, в полной портативности и независимости от проводов и розеток – можно паять все и везде. Хобби и мелкие ремонты по дому, работы с электроникой, пайка проводки и соединений при любых монтажных работах, ремонт авто-мото – далеко не полный список задач, где такой паяльник будет незаменимым помощником. В условиях мастерской он, конечно, не заменит хорошую паяльную станцию, но там где нужна мобильность, Portasol вне конкуренции. Так же можно присмотреться к 75 ваттной модели – как к карманному варианту, если не требуется большая мощность.
www.toolgir.ru
Газовый паяльник Portasol-Goot GP-501
Попался мне в руки очередной газовый паяльник. Питаю я к ним страсть, да-да. На этот раз это Portasol Super Pro производимые компание Goot по лицензии. И называемый Goot GP-501. Был куплен в Masteram в качестве одного из призов на конкурс (о конкурсе сообщу несколько позже, когда утрясу все мелочи).
Поскольку я уже несколько лет являюсь владельцем газовика Dayrex DR-23, то буду сравнивать с ним.
Комплектация и впечатление Идет в обычном блистере. В комплекте только паяльник и колпачок на него. Все очень простенько.
![]() |
При надевании колпачка получается этакая палочка-выручалочка. Колпачок, кстати, своим выступом блокирует переключатель подачи газа. Делая невозможным самопроизвольное включение
Сделан очень добротно. Хорошая вязкая, а значит не хрупкая и не царапающаяся пластмасса. Нержавейка. Немного смущает гайка затяжки жала. Она из хрупкого термостойкого пластика. У моего DR-23 эта гайка металлическая. Но выполнена довольно массивно и если сильно не затягивать, думаю ничего плохого не случится.
С торца находится гайка регулировки подачи газа. Там же видно резервуар. Он сделан из молочного пластика и уровень газа через него просвечивает. Это плюс. В Dayrex DR23 уровень узнать не так то просто. Тем более внутри у него что то вроде поролона и ничего не плещется.
![]() |
На жопке клеймо производителя Made in Ireland, на бочине же все по японски. Глобализация, епт. Штуцер для заправки стандартный. А значит подходят балоны для газовых плиток. Одного такого балона хватит очень надолго. В самом дешевом варианте балон китайского газа стоит 50рублей. Но все же настоятельно рекомендую покупать только качественный фирменный газ, чтобы ничего внутри не засорилось. Пусть это будет раза в три четыре дороже, но один фиг хватит на несколько лет.
![]() | ![]() |
Горелка Если снять головку, то у нас получается факельная горелка, дающая температуру под 1300 градусов.
![]() |
И вот тут скрывается западло. Дело в том, что у всех газовых паяльников есть отсекатель пламени. Т.е. поджиг идет на выходе из форсунки, но пламя должно гореть в каталитической сетке внутри жала. На Dayrex DR-23 есть даже специальный рычажок. После зажигания, секунды через полторы, надо его дернуть и пламя срезается с форсунки и горение продолжается дальше, на сетке.
Тут тоже есть отсекатель, но он связан с пьезоподжигом. И срабатывает при отпускании кнопки поджига. И если на работе паяльника это не сказывается (даже удобней, нет нужды дергать отсекатель), то в режиме горелки он оказывает медвежью услугу — срезая пламя. Так что зажечь его как горелку мне удалось далеко не с первого раза. Только когда я догадался в чем дело. В общем, чтобы зажечь его как горелку надо кнопку поджига отпускать очень быстро, лучше сразу щелчком родной пружины. Вот так:
Ну и горелочка тут вялая, особенно по сравнению с адским пламенем Dayrex’a. Хотя что нибудь запалить вполне хватит и этого.
Жало Cудя по матовому цвету фирменный Goot. Форма — скошеный цилиндр. Вполне универсальная и подходящая для любых работ.
![]() |
Отличные жала! Особенно по сравнению с Dayrex, где жало не пойми из чего и при высоких температурах довольно быстро выгорает, хотя и лудится нормально.
Также интересно внутреннее устройство жала. Сетка находится внутри жала и намотана на штырь.
![]() |
Сам же штырь идет вглубь жала, являясь теплопроводником. Выше находится смотровое отверстие через которое видно сетку и по яркости накала можно определять идет ли подача газа или нет.
![]() |
Это имеет пару плюсов — во-первых, сетка является сменной (вместе с жалом), во-вторых, штырь лучше проводит тепло, обеспечивая большую температурную стабильность жала.
Но есть и минусы, например нельзя сделать фен просто сняв наконечник. Придется искать насадку фен. У DR-23 же для создания фена и пайки горячим воздухом достаточно просто скрутить жало, т.к. сетка там стоит в переходной трубке. Конечно можно в качестве фена использовать боковую выхлопную дырку у жала, но это как минимум неудобно. Ну и выхлоп у этого паяльника довольно слабый.
Эргономика и работа Поработал этим агрегатом немного, просто оценить впечатление. Dayrex DR23 будет поудобней — у него место хвата ощутимо уже. Goot же в руке как полено. Впрочем, это скорей дело привычки, да и газовый паяльник это оружие последнего шанса, а не инструмент монтажника в режиме восьмичасового рабочего дня.
Также не понравилась бедность комплектации и невозможность работы в режиме фена без специальной форсунки. У DR-23 в комплекте был и фен, и горячий нож, и губка. Даже припоя положили. Не говоря уж про коробочку.
Однако инструкция неиллюзорно намекает, что есть еще жала и насадки. Надо только поискать их, благо модели написаны по английски.
![]() |
При работе температура приятно порадовала. Обычно газовики жгут аки Сотона. Мой DR из коробки на минимуме выдавал под 400 градусов, что махом выжигало жало и усерало припой. Пришлось проводить регулировку клапана с значительным таким уменьшением подачи, зато стало можно комфортно работать.
Тут же, из коробки, на минимуме подачи, температура держится на уровне 230-240 градусов. При этом паяльник работает совершенно бесшумно. А подача газа настолько мала, что в режиме горелки огонек не больше 5мм над поверхностью форсунки. При полной заправке, думаю, это даст несколько часов непрерывной работы на раз. Учитывая, что в режиме максимальной подачи производитель обещает 45 минут. Максимальную температуру я не проверял — не хочу зря коптить приз :). Производитель обещает, на коробке, 580 С.
Вердикт Несмотря на некоторые огрехи в эргономике и приколы с отсекателем сей паяльник выглядит ничуть не хуже, а местами так даже получше чем мой DR, выручавший меня не раз и не два. Еще бы ему комплектацию побогаче, хотя бы парочку жал в нагрузку и, обязательно, сопло — было бы вообще шоколадно.
Вообще газовый паяльник он как бронепоезд. Нужен далеко не каждый день, но на запасном пути его держать не помешает. Я им, например, когда делал проводку в квартире, спокойно пропаял все скрутки проводов. А там медные провода диаметром под два миллиметра были. Пропаивало на раз-два. А уж тем кто работает на выездах, лазает по крышам, ставя всякие антенны, ковыряется в машине — то что доктор прописал.
easyelectronics.ru