Наш блог
Рисуем на листьях деревьев своими руками
Отпечатки листьев на бумаге: рисуем с детьми
Практически все без исключения дети любят рисовать, но многие родители из-за собственной лени и отговорок вроде «испачкается сам и все вокруг перемажет», «я не умею рисовать, чтобы показать образец, как надо делать», «он слишком мал, еще наестся этих красок» не дают малышам кисти и краски, а жаль… Надеемся, наш марафон детских рисунков на осеннюю тематику вдохновит на творчество всех без исключения. Есть из чего выбирать, дорогие Творцы!
Мы постарались собрать для вас самые и идеи для рисования, чтобы интереснее организовать досуг ребенка, когда настанет пора дождей, «унылого очарования» и сидения дома. Идеи того, чем можно заняться дома с ребенком в плохую погоду читайте .
Идея №1
Нужно вложить засушенные листья между листами бумаги, а затем закрасить лист сплошными штрихами при помощи мягких цветных карандашей или мелков. На белой бумаге появится лист со всеми прожилками. Используя этот способ, можно составлять композиции: букет в вазе, осенний пейзаж и др.
Идея №2
Похожий способ, только листья нужно натереть воском (свечкой или белым восковым мелком), а затем покрыть акварелью лист бумаги. Большие плоскости удобно закрашивать широкой беличьей кистью или поролоновой губкой.
Идея №3
На лист со стороны прожилок наносится краска. Потом лист прикладывается к бумаге и делается отпечаток. Эффект будет разным, в зависимости от того, какую краску использовать.
Можно придумать множество композиционных решений: отпечаток большого листа может стать кроной дерева, если дорисовать ствол; несколько отпечатков – это уже целый лес!
Эффектно смотрятся отпечатки, сделанные белой краской на цветном фоне. Можно совмещать несколько техник, дорисовывать карандашами или фломастерами изображения.
Идея №4
kokokokids.ru
Выдувая краску через соломинку можно нарисовать причудливые деревья. Этот способ дает безграничные возможности для экспериментов! Можно, например, рисовать деревья по заранее подготовленному фону.
Идея №5
Малышу залейте фон сами или предложите цветной картон. Крону дерева и опавшие листья пусть нарисует, макая пальчик в краску.
Идея №6
Объемно выглядит крона, если сделать ее очистками от цветных карандашей. Точечно нанесите клей в нужные места и посыпьте мелкими стружками. Ствол и ветви можно выдуть через трубочку или нарисовать любым другим способом.
Идея №7
Удобно (и совсем немарко) рисовать крону ватной палочкой. Таким же способом можно изобразить гроздь рябины, веточку смородины или другие ягодки.
Идея №8
Очень необычную картинку можно сделать используя фольгу. На лист картона выложите засушенный листочек (можно несколько) прожилками вверх. Покройте его тонкой фольгой и аккуратно, чтобы не порвать, разгладьте пальцами, чтобы проступил рисунок. Покройте фольгу темной краской (можно использовать гуашь, акрил, темперу, тушь) и дайте хорошо высохнуть. Очень аккуратно потрите картину жесткой мочалкой для мытья посуды. Выступающие прожилки листочка заблестят, а в углублениях останется темная краска. Теперь можно оформить работу в раму!
Идея №9
Тем, кто любит фактуры, наверняка понравится заполнять узорами различные силуэты. Нарисуйте или обведите по шаблону осенний листочек, разделите его на небольшие плоскости, как витраж. Пусть ребенок заполнит каждый кусочек разным узором. Можно делать это гелевой ручкой, фломастерами.
Идея №10
Похожее задание можно выполнить в технике граттаж (процарапывание). Лист гладкого (лощеного) картона закрасить красками и натереть воском (свечкой). Можно использовать для создания фона восковые мелки. Покрыть поверхность черной тушью и высушить. Процарапать рисунок острым предметом.
Идея №11
Используя жесткую щетинную кисть или зубную щетку сделайте набрызг краской. Этот способ подходит для рисования кроны деревьев, создания композиций на основе отпечатков растений.
Идея №12
Рисовать можно не только кистью! Почему бы не использовать кухонную щетку?
Идея №13
Обвести свою ладошку сможет даже дошкольник. Останется превратить ее в ствол и дорисовать дереву крону. Яркие оранжевые листья можно «начпокать» поролончиком или винной пробкой.
farm8.staticflickr.com
Идея №14
Нарисовать красивый фон можно используя засушенные осенние листочки в качестве трафарета. Такую бумагу потом можно использовать для упаковки подарков.
Идея №15
Рисовать фруктовые деревья удобно используя половинки мелких яблок, груш.
Можно придумать бесконечно много способов нарисовать осень, ведь она сама – Великая Художница! Доверьте своим детям краски и кисти и пусть выТворяют!!!
Уважаемые читатели, расскажите в комментариях, какие приемы рисования вы опробовали со своими детками, что им понравилось больше всего.
Отпечатки листьев на бумаге: рисуем с детьми. Пошаговое описание нетрадиционной техники рисования отпечатками листьев. Примеры и идеи для детских творческих работ.
Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.
Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.
Этап 1. Осенние листья деревьев и кустарников собирают вместе с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.
Этап 2. Придумывается сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что можно будет дорисовать чтобы оживить картину?
Ребенок выкладывает из листьев на бумаге «эскиз» — свой будущий сюжет. Может что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.
Этап 3. Начинаем на фоне творить — создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге». Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью.
Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.
Для этого:
— Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.
Краска должна быть густой.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.
— Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.
— Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.
— Шаг 4. Дополняем получившееся изображение деталями.
Рассмотрим эту технику на примерах рисования осеннего леса с детьми 4-6 лет в технике «отпечатки листьями на бумаге».
Рисование в технике «отпечатки листьев на бумаге»: пример 1
Тема: Рисуем осенний лес
Для работы необходимо подготовить: — краски гуашь; — белый альбомный лист А4; — кисточка плоская широкая (например, № 12), — опавшие листья с разных деревьев.
Как нарисовать с детьми осенний лес в технике отпечатков листьев на бумаге: пошаговое описание
Шаг 1. Рисуем на фоне небо.
Работу начнем с оформления фона. Лист размера А4 расположим горизонтально. Обмакнем кисть в белую и синюю краску и движением слева направо рисуем небо и немного размываем водой. Опускаясь вниз листа, стараемся на кисть брать больше белой краски, чем синей. Небо можно нарисовать на 1/4 листа.
Шаг 2. Рисуем на фоне землю.
Предложите детям вспомнить, какие краски у осени? Пусть они подумают, чем отличаются старые деревья от молодых? Какие деревья они будут изображать на рисунке? Нарисуем землю с опавшими листьями коричнево-зелёными красками движением кисти слева направо.
Шаг 3. Рисуем дерево в технике отпечатков листьев на бумаге.
Выбираем понравившийся листок, желательно крупного размера. Красим его с обратной стороны краской любого цвета в соответствии с красками осени. Это важный нюанс, так как прожилки на обратной стороне листьев деревьев более выраженные, а значит дадут нам более красивый отпечаток.
Напоминание: в этой технике рисования краска должна быть достаточно густая. Не нужно кисть сильно мочить в воде, иначе отпечаток будет размазанным.
Хвостик у листочка тоже покрасить.
Затем нужно взять листик, уложить его аккуратно на подготовленный фон на задний план так, чтобы не было сдвига листочка по бумаге. Сверху накрываем наш листок бумажной салфеткой. Она предохранит вашу работу от размазывания выступившей из-под листочка краски. Далее нужно придавить салфетку ладошкой или легонько погладить кулачком по ней.
Убрать салфетку. Снять осторожно листок за хвостик.
Вот и появилось в нашем осеннем лесу первое нарисованное дерево!
Шаг 4. Рисуем старые деревья большого размера отпечатками листьев.
Аналогично рисуем еще несколько деревьев отпечатками разных листьев крупного размера и красками разного цвета. Это старые деревья, они более крупных размеров. Попробуйте листочки раскрасить несколькими цветами. Вот что получилось у четырехлетней Настеньки.
Шаг 5. Рисуем молодые деревья и кустарники отпечатками листьев.
Теперь выберем несколько листочков поменьше – это будут молодые деревья и кустарники. Раскрасим их разными цветами осени и сделаем отпечатки на переднем плане. Таким образом получаем пейзаж – осенний лес. Вот какой осенний лес нарисовала отпечатками листьев семилетняя Лиза.
Рисование в технике «отпечатки листьев на бумаге»: пример 2
Тема: рисуем осеннее дерево
Мы решили нарисовать дерево коллективно с группой детей. На листе ватмана формата А1 я контурно нарисовала ствол дерева и ветки. А Марк и Леша раскрасили ствол коричневой краской.
Настя и две Полины раскрашивали листья и делали отпечатки на дереве. Когда мальчики раскрасили ствол, они тоже присоединились к работе с отпечатками листьев.
Вот такое сказочное осеннее дерево во время листопада придумали и нарисовали дети.
Окрашенные после отпечатков листочки мы не смогли выкинуть. Некоторые мы приклеили под деревом на клей ПВА. А остальные засушили – пригодятся для будущих творческих работ.
Рисование отпечатками листьев – очень интересное и увлекательное занятие. Дайте волю детской фантазии и они «сотворят» прекрасные работы!
Творческое задание:
Во время обсуждения осенних работ поговорите с детьми и спросите:
— Какие лиственные деревья Вам известны?
— Вы бывали в осеннем лесу? Что происходит с листьями на деревьях осенью? Расскажите, на каких деревьях листья желтеют, а на каких они становятся багровыми?
— Нарисуйте осенний лес отпечатками листьев.
— Посвятите часок семейному творчеству. Посидите в тесном семейном кругу и нарисуйте на ватмане большое дерево с отпечатками осенних листьев. Получите удовольствие и украсьте свой дом или свою дачу, группу детского сада этой детской творческой работой.
Уверена, у Ваших детей останутся на всю жизнь незабываемые впечатления. Удачи Вам в семейном творчестве!
Рисование отпечатками листьев на бумаге в детском саду
А вот как рисовали отпечатками листьев на бумаге дети из Саратова. Эту фотографию прислала на наш конкурс «Осенняя мастерская» Илюшина Наталья Васильевна (г. Саратов, МДОУ детский сад № 196 компенсирующего вида, воспитатель 1 категории).
Такие рисунки — отпечатки осенних листьев — получились у детей — воспитанников Натальи Васильевны.
Отпечатки листьев на бумаге: материалы к занятиям с детьми
До рисования отпечатками листьев, обсуждая сюжеты будущих детских работ, прочитайте детям одно из стихотворений об осени, обсудите, какая палитра красок у осени, чем отличается осень от других времен года. Разложите вокруг детей листья разных деревьев и поиграйте в игру «Мы по лесу шли» (описание игры дано ниже) и обсудите, чем отличаются друг от друга по форме и размеру, цвету листья разных деревьев, как их можно узнать.
В помощь педагогам и родителям небольшая подборка стихов для обсуждения их с дошкольниками перед рисованием осенних деревьев в технике отпечатков листьев на бумаге: это стихи о красках осени. Выбирайте те стихи, которые больше отвечают Вашему замыслу и замыслу ребенка. В этих стихах также есть подсказки о том, что можно нарисовать на осеннем пейзаже.
Стихи про краски осени для занятий по рисованию в технике отпечатков листьев на бумаге
На палитре осень смешивала краски:
Жёлтый цвет – для липы,
для рябины – красный. Охра всех оттенков для ольхи и ивы – Все деревья будут выглядеть красиво. Ветерком подула, листья подсушила, Чтоб дождём холодным красоту не смыло. Украшать не стала лишь сосну, да ёлку, Слишком у подружекколкие иголки. (О. Корнеева)
labrys.ru
Мастер-класс по рисованию на листьях «Лесная картинная галерея» (старший дошкольный возраст)
Людмила Моисеева Мастер-класс по рисованию на листьях «Лесная картинная галерея» (старший дошкольный возраст)
Учебный год в разгаре, вот уже и снег ложится на землю… Скоро, очень скоро наступит белоснежная зимушка! В долгие зимние вечера, порой так хочется тепла и света. Вот мы с ребятами и решили украсить наше жилище осенними листочками, да не простыми, а из настоящей «Лесной картинной галереи», которую создали сами из осенних листьев. Эту идею позаимствовала я у Антонины Николаевны Лысенко, спасибо Вам огромное!
Правда у нас в Сибири нет таких больших кленовых листьев, но в этом году на сирени выросли очень большие листья, которые я высушила в книге. Необыкновенно нарядными деревья становятся осенью. Их листья раскрашены в разные цвета – от светло-желтого до пурпурного. Не пожалела осень-художник красок, ярких и радостных. Невозможно отвести глаз от березовых рощ и аллей: наверху все в золоте, под ногами – великолепный ковер из листьев. Пурпурные, багряные листочки ложатся под ноги. Даже жалко наступать на опавшие листики. Не уступают в красоте листья клена и тополя. Красноватые, с желтыми прожилками листочки чудно сочетаются друг с другом и представляют собой замысловатый узор роскошного ковра. Блестят на солнце серебристые паутинки, красные яркие кисти рябины. Вот из этих листочков мы сначала сделали аппликации.
А дальше мы отправились в «Лесную картинную галерею»: вспомнили кто обитает в лесу, какие растения, каких насекомых там можно увидеть. Решали задачу: на чем можно нарисовать в лесной картинной галерее? Решение пришло само – на листьях, ведь там их много… И два последующих занятий ребята как настоящие художники разрисовывали осенние листья в «Дизайн студии - Солнышко»:
1. Занятие: рисование на трафарете (вырезанный из картона листочек). «Чудо лес». Цель: Познакомить детей с новым способом - рисование на трафарете. Задачи: Учить рисовать по памяти любой предмет живой природы (цветы, животных, насекомых и т. д., передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать, красиво располагать изображение на трафарете листа дерева. Развивать воображение, творчество.
2. Занятие: «Лесная картинная галерея» (рисование на сухом листе дерева). Цель: знакомить детей с работой художника, создающего картины, продолжать знакомить с новыми способами изобразительной деятельности – рисование гуашью на засушенном листочке от дерева. Задачи: развивать чувства декоративности, воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по рисованию на листьях.
1. Для начала нам понадобится клей ПВА, жесткая кисть для нанесения клея и засушенные листья.
2. Чтобы листья не были очень хрупкими, ведь рисовать будут ребята 5-6 лет, листья надо промазать клеем ПВА с обратной стороны (это я поняла, когда мы делали аппликацию из засушенных листьев, затем просушить.
3. Первое рисование на листьях, вырезанных из цветного картона – пробовали свои силы…
4. Затем рисовали на засушенных листьях.
5. Высушили рисунки и вставили их в рамки.
А что у нас получилось, предлагаем посмотреть.
www.maam.ru
Прекрасные рисунки на хрупких листьях!
Рисунки на листьях Сандеш С. Рангнекар (Sandesh S. Rangnekar)
Огромные картины всегда вызывают восхищение зрителей, ведь на таких полотнах четко видна каждая деталь рисунка. Но гораздо сложнее создать шедевр на маленьком холсте. Так, индийский художник удивляет пользователей социальных сетей, демонстрируя свои работы, выполненные в древней технике рисования на хрупких листьях.
Sandesh S. Rangnekar рисует на листьях дерева «Бодхи».
Индийский художник Сандеш С. Рангнекар (Sandesh S. Rangnekar) перенял искусство рисования на листьях от своего отца, известного в Индии художника Садашива Г. Рангнекара. Когда Сандешу было 10 лет, он тайком крался в мастерскую отца и наблюдал за ним. Если Садашив уходил по делам, мальчик сам старался что-нибудь нарисовать. Когда Сандеш впервые решился показать отцу свои работы, тот был впечатлен, так как и не подозревал, что его сын так может. После этого отец купил Сандешу краски и преподал ему несколько уроков по технике рисования.
Изображение Майкла Джексона на листке.
Древнее искусство рисования на листьях.
На сегодняшний день Сандеш является одним из немногих художников в Индии, сохраняющим древнее искусство рисования на листьях дерева «Бодхи» (Фикус священный). Живопись на небольшом листке действительно впечатляет. Особое внимание мастер уделяет деталям, благодаря которым возникает законченный образ.
Изображение Мэрилин Монро на листке дерева
Чтобы понять, насколько трудоемким является творчество Сандеша Рангнекара, необходимо обратить внимание на листья, которые являются холстом для изображений. В них четко видны прожилки, что затрудняет прорисовывание образа.
Изображение Мона Лизы на листке
Эти листья имеют особое значение для буддистов. Согласно их верованиям, 2000 лет назад основатель буддизма Сиддхартха Гаутама достиг просветления, сидя именно под деревом «Бодхи». В древности эти листья использовались для письма, пока не была изобретена бумага.
Прежде, чем приступить к рисованию, необходимо подготовить листья. Для этого требуется 40 дней. Листья на это время опускают в воду, чтобы можно было снять верхний слой пальцами или кистью.
Сандеш С. Рангнекар рисует на листьях
Как только лист готов к дальнейшему использованию, художник берет в руки тонкие кисти и начинает творить. На одну работу у него уходит порядка двух дней. Чтобы сохранить рисунок, нужны особые условия. От этого зависит от того, как долго изображение будет радовать глаз. Если лист оставить просто на столе, то на него осядет пыль, а изображение исчезнет.
Мастер и его работа
Рисунки на листьях Сандеш С. Рангнекар (Sandesh S. Rangnekar)
Посмотрите как работает мастер
Источник
fairy-hobby.ru
Роспись листьев деревьев-ещё одна нетрадиционная техника рисования.
Как вы смотрите на идею делать роспись на листе, но не на листе бумаги, а на листе растения? Идея сразу кажется интересной и оригинальной. А что -нетрадиционная техника рисования, почему бы и нет? О некоторых из них я уже рассказывала вам.
В прошлом году в интернете среди других конкурсов детского творчества был объявлен конкурс осенних поделок. И там была номинация-роспись по листьям. Звучало более или менее интересно(конкурсы я не люблю,но участие в каких-то из них обязательно,такова жизнь), и я стала обдумывать, как это на практике осуществить. Мы с вами, уважаемые читатели, понимаем, что с бухты-барахты дела не делаются. Даже если тема кажется заманчивой, надо изрядно подготовиться. Значит роспись листьев деревьев. Пораскинув умом я вспомнила, как однажды видела в продаже листья каких-то тропических растений, на которых были нарисованы красивые индийские танцовщицы. И вот тогда, любуясь этими заморскими сувенирами я, во-первых, пыталась сообразить какими красками нарисовано а во-вторых ломала голову… ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ применён такой оригинальный приём? Ну, правда, зачем рисовать на листьях, если есть бумага? Какие-то индийские ритуалы или традиции? Вобщем, тогда я почувствовала больше недоумение, чем восхитилась идеей.
И вот – конкурс – распишите красиво осенние листья. Конкурс…хм. Если предлагать детям участвовать, то ведь тоже надо как-то обосновать.
Сначала набрала и высушила много листьев разной формы, выбрала свободный вечер разложила их и стала думать ,что на них рисовать.
У клёнов и тополей, растущих в Удмуртии, листья при высыхании становятся хрупкими. Обращаться с ними нужно было очень осторожно. И всё равно, зубчики обламывались. Тааак, листья как материал для росписи малопргодны. Минус. Причём очень большой минус. А какие могут быть плюсы? Интересный цвет?
Это пожалуй. И форма. То есть при росписи мне надо обыграть либо желтовато-коричневый фон, либо как-то так зарифмовать пальчатолопастность. Нарисовать ладонь? В тему, но – это лежит на поверхности. Большого ума не надо, чтобы изобрести такую тему. А что же тогда? Я придумала несколько сюжетов.
Причём по ходу самой росписи гуашью выяснилось, что листья ещё и покрыты мельчайшими волосками и краска ложится очень неохотно, скатывается шариками, как с вощёной бумаги.
Ясно, что это раздражало: краску приходилось буквально втирать в лист, а лист при этом ломался под руками. Отрицательный результат, но зато я приобрела опыт: если бы не попробовала раскрашивать листья, то и не узнала бы об этой их невосприимчивости. Впрочем, настойчивостью мне удалось заставить большую часть краски прилипнуть к листьям. Из всех моих картинок я сама одобрила только лису: удалось обыграть цвет фона и отчасти форму-хвост и голова в лопастях листа, но центральная лопасть осталась не у дел.
Вобщем, тоже не ахти. Ну и отчасти-рыбку, тут форма листа обыграна в тему, но больше никаких разумных причин рисовать рыбу на листе нет.
Ладно. Теперь надо узнать, а что нарисуют дети.
Сразу начинать расписывать сушёные листья явно не стоило. Сначала вырезали контуры листьев из нашей простой привычной бумаги и стали придумывать сюжеты. Ну, кто что. Кто-то осенние букеты, кто-то листопад, кто-то прогулку в парке, кто-то корону. Знаете, картинки карандашом на бумаге выглядели даже чарующе. Убедившись, что идеи в головах учеников есть и они знают ЧТО рисовать, осторожно раздаю мои сушёные богатства - хрупкие жёлтые листики. Надо сказать, что сама я художник-график. Работаю красками редко и буквально через нехочу. Учеников живописи не учу(для этого у них есть школьные уроки рисования, мой кружок такие задачи не ставит), и на этот раз я попросила их принести краски только ради вот этого исключительного случая: международный конкурс! Итак, эскизы есть, дети достают из необъятных рюкзаков коробки гуаши и беличьи кисти… пятый- шестой номера.
Немая сцена: такого я не ожидала. Ведь по современным программам они на своём изо рисуют на листах А3. Ясно, что и кисти у них соответствующие - как помело.
Я-то дома рисовала первым-вторым номерами и не предположила, что у учеников таких кистей может просто не быть!
Что же делать? Пока я оторопело раздумывала, дети, не видя противоречия, деловито взялись за роспись. Знаете, товарищи, правильный инструмент – это не полдела, но дойди до дела, то правильный инструмент - это полдела. Вобщем, трюизм, конечно, но большими кистями надо работать на большом формате. При том, что карандашные эскизы на бумаге были и интересные и толковые, нарисовать красками хотя бы отдалённо приемлемую картинку на сухих листиках не удалось никому. Прямо скажу, попытки мощными кистями передать осенний дождик или кружение листопада провалились вдребезги. Но не просить же их купить тонкие кисти ради одного раза.
Такой вот отрицательный результат. Об одном отрицательном результате я вам уже рассказывала, но тогда я всё же добилась своего -слепила приемлемый кувшин - это был вопрос чести.
В случае же с росписью листьев, я спокойно поставила крест на затее: и у детей с красками дело не пошло, и те листья, которые расписала я сама, чтобы вдохновить учеников своим примером, переломались у меня в сумке-слишком хрупкие. Явно оригинальная эта затея не стоит того, чтобы затрачивать усилия на её воплощение.
Так, а вывод?
Вывод такой: внешняя оригинальность идеи не означает, что эта идея рациональна. Такие дела: нетрадиционную технику рисования на листьях деревьев я вам рекомендовать не буду на основе опыта.
В качестве иллюстраций к статье использованы картинки Марины Новиковой.
Метки: детские творческие конкурсы, нетрадиционные техники рисованияGoogle+
Марина Новиковаhandykids.ru