Наш блог
Стебли ползучие листья колючие цветок воронкой с желтой коронкой
2. Основная часть
страница 1
МОУ Березовская СОШ
Первомайского района
(исследовательская работа)
Работу выполнила
Малышева Татьяна
Ученица 6 класса
Руководитель работы
Цион В.П. учитель
химии и биологии.
с. Березовка. 2011 год
Список литературы………………………………………………..13Приложения………………………………………………………..14
Стебли ползучие,
Листья колючие,
Цветок - воронкой,
С жёлтой коронкой;
А зелёный плод
С грядки годен в рот.
(Огурец)
В нашей семье очень любят огурцы. Огурец принадлежит к числу наиболее распространенных овощных культур. На любом огороде в тропиках и субтропиках, в умеренной зоне, а также в защищенном грунте можно встретить грядки с огурцами, с которых каждый день собирают плоды-зеленцы. Огурцы хороши в любое время года, их употребляют свежими, солеными и маринованными, консервированными и фаршированными с рисом и мясом. Освежающий аромат огурцов удачно сочетается с ароматическими веществами других продуктов питания и возбуждает аппетит.Зеленые растения являются источником основных продуктов питания. Видовое разнообразие овощных растений чрезвычайно богато. Овощные растения играют важную роль в структуре питания. Являясь источником белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании в пищу риса и крахмалоносов. Употребление овощей повышает в диете содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм человека витаминами.
Для повышения урожайности овощных культур увеличивается использование минеральных удобрений, использование химических средств для борьбы с болезнями и вредителями. Таким образом, мы уже получаем не совсем чистый экологический продукт.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Выращивание огурцов в комнатных условиях» актуальна.
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что каждый из нас любит этот овощ и использует его дома в пищу, так он является очень полезным продуктом питания. Но в связи со сложной экономической обстановкой у нас в стране, цены на этот вид продукта очень высокие, и не каждый человек сможет купить экологически чистый огурец на рынке или в магазине.
Проблема данного исследования: Можно ли вырастить экологически чистый огурец в комнатных условиях?
Цель проекта: раскрыть и изучить этапы и особенности роста огурцов в домашних условиях.
Задачи проекта:- сформировать представление об огурце как биологическом виде;
- составить биологическую характеристику данного растения;
- изучить научную и учебную литературу об исследуемом растении;
- изучить условия выращивания огурцов в домашних условиях;
- провести исследовательскую работу по выращиванию огурцов в комнатных условиях;
- провести поэтапное наблюдение за исследуемым растением;
- развивать умения видеть проблему и наметить пути её решения;
- воспитывать трудолюбие, ответственность ребёнка.
Гипотеза исследования: если при выращивании огурцов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай огурцов.
1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что огурец является самой распространенной овощной культурой, которая, к сожалению, не всегда доступна.2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении.
3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели исследовательскую работу и наблюдения по выращиванию огурцов в комнатных условиях.
4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап - Презентация.
2. Основная часть
2.1. Биологическая характеристика огурца
Царство - Растения Отдел - Покрытосемянные (цветковые) Семейство - Тыквенные Род - Огурец (травянистые растения) Вид - «Подмосковные вечера Ф1», Огурец – однолетнее травянистое растение семейства тыквенных. Плод огурца – ягода. |
Требования к теплу.
Огурец относится к числу наиболее теплолюбивых растений. Он не переносит температуры ниже нуля, а такие температуры как 3-4 градуса тепла в течение 2-3 дней останавливают рост и вызывают гибель растений. Оптимальной температурой воздуха для роста и развития огурца является 25-30 градусов, а почвы 20-25.
Требования к продолжительности дня.
Огурец относится к растениям короткого дня. Развитие растений в начальный период идет быстрее на укороченном дне, короткий день (10-12 часов) необходим в период выращивания рассады. Молодые растения, выращенные на коротком дне, лучше развиваются и формируют более высокий ранний урожай.
Требования к свету.
Огурец наиболее требователен к интенсивности и продолжительности действия света. При затенении огурец плохо растет и не плодоносит. Сильное затенение (при загущении) посевов огурца вызывает усиленное развитие главного стебля и образование мужских цветков.
Требование к влажности почвы и воздуха.
Огурец испытывает высокую потребность в повышенной влажности как почвы, так и относительной влажности воздуха. Потребность растения в воде возрастает по мере его роста и становится наибольшей во время плодоношения. Обеспечить нормальное плодоношение и хорошее качество зеленца можно только при поддержании высокой влажности почвы. Особенно высокие требования огурец предъявляет к влажности воздуха. Оптимальная влажность воздуха для огурца 80-90%. При повышенной влажности почвы растения значительно легче переносят сухость воздуха.
Требования к плодородию почвы и элементам питания.
Относительно слабо развитая корневая система огурца приспособлена к использованию питательных элементов из богатой перегноем почвы, чем и объясняется исключительно высокая требовательность этой культуры к плодородию почвы. Высокая потребность огурца в элементах питания объясняется и интенсивным ростом растений. Минеральные удобрения обеспечивают растения питанием в первые периоды их роста и развития, в то время как органические – в более поздние периоды.
В период вегетации огурец очень чувствителен к изменению минерального питания. Оптимальное азотное питание обеспечивает быстрое нарастание листового аппарата и корневой системы, достаточное снабжение растений фосфором и калием ускоряет цветение и нарастание вегетативной массы, фосфорно-калийное питание при недостатке азота задерживает рост растений и ведет к измельчению и уродливости плодов. Огурец очень требователен к калийному удобрению. Калийные удобрения не только повышают урожай, но и повышают устойчивость к болезням, к низким температурам и улучшают товарные качества плодов. Биологические особенности сорта Подмосковные вечераF-1.
Скороспелый, партенокарпический гибрид женского или преимущественного женского типа цветения с массированной отдачей урожая для защищенного и открытого грунта.
2.2 История выращивания огурцов Огурцы – самый распространенный светолюбивый, теплолюбивый овощ. Ни в одной стране не едят столько огурцов, сколько в России. Наши народные овощи: капуста, морковь, лук и огурец. Свежий, он приятно похрустывает на зубах. Его прохладный запах возбуждает аппетит. Но особенно полюбилсяогурец русскому крестьянину за то, что его, как и капусту, можно заготавливать впрок.
В старину среди русских сел – огородников было немало огуречных. В селе Большое Акулово, что на берегу Оки, напротив города Мурома, крестьяне растили скороспелый Муромский огурец. У подмосковных огуречников были свои сорта: Боровской и выносливый к сырой погоде Неросимый. У ивановских – свой, Вязниковский, с белым пятном на макушке. Трудились огородники с любовью и усердием, но слишком коротко наше лето для тропического овоща.
Родом огурец из Италии. Там не так давно, тридцать лет назад, был обнаружен его предок – толстокорый дикий огурец. Египтянам огурец был знаком за две тысячи лет до нашей эры.
Растили огурец во многих южных странах. Чтобы угодить императору Тиберию, любителю свежих огурцов, умельцы Древнего Рима придумали выращивать рассаду в ящиках, поставленных на колеса. Колеса поворачивали так, чтобы весь день на рассаду лился солнечный свет.
Россия – страна северная. У нас в марте, а бывает и в апреле, белая от снега, холодная земля. Не упросишь солнце: начни весну пораньше, согрей землю! Человек решил это сделать сам. Вырыл яму, поставил над ней сколоченный из бревнышек сруб, набил яму горячим навозом, насыпал поверх земли, посеял в нее огурцы. А сверху накрыл сруб стеклянной рамой.
Навоз парит землю, отсюда и название – парник. Под землей словно топится печка без дров, без угля, без огня. Покатая стеклянная крыша-солнцеловка пропускает солнечные лучи, а тепло от нагретой солнцем земли не выпускает. В поле снег, а в парнике по воле человека началась весна, зазеленели всходы.
Перегорел навоз, и подземная печка-самотопка остыла. Но уже кончились заморозки, и рассада переселяется на грядки, в согретую солнцем землю.
Деревня продавала огурцы городу. Росло городское население, и рос спрос на ранние овощи. Огурцам нужно было более просторное морозоубежище, с печкой, которая топилась бы несколько месяцев в году.
У нас первые теплые дома для огурцов – теплицы с одной покатой застекленной стеной, с железной печкой – были построены в середине прошлого века в Клину. В теплице с жилплощадью туго. Хитрые клиновские умельцы установили в теплице шпалеру – деревянную раму, на которую, как струны, натянуты бечевки. Цепляясь за них усиками, огурец став верхолазом, поднимался вверх к потолку.
Казалось, человек победил мороз, но растению нужно не только тепло, но и свет. В темные зимние месяцы клинские умельцы печки не топили, огурцы не сеяли, теплица запиралась на замок.
Но человек не сдался. У огуречных дел мастеров нашлись и союзники: химики, конструкторы, строители, стеклодувы.
В старые времена, когда еще не изобрели стекло, кто побогаче – вставлял в оконную раму пластинки слюды, кто победней – натягивал на рану бычий
пузырь. Мутное окно плохо пропускало свет. А сегодня без стеклянной крыши-солнцеловки не было бы ни парника, ни теплицы.
Как же участвовали в войне с морозом химики? Они составили рецепт изготовления полиэтиленовой пленки. К маю огуречной рассаде становилось тесно в парнике, ее высаживали на грядки. Но нередко она погибала от майских заморозков. Сейчас рассаду, как одеялом, укрывают полиэтиленовой пленкой. На поле вывозят полиэтиленовый рулон, пленку натягивают на расставленные металлические дуги. И получается длинная, как тоннель, палатка. В такую палатку рассаду можно высадить раньше. Она укроет растения от заморозков, а света им достаточно.
Трудней всего было проникнуть огурцу на Крайний Север. И все же огурец нарушил границу. У нас на острове Диксон за Полярным кругом есть теплицы с паровым отоплением. За окнами непроглядная темнота. Полгода длится черная полярная ночь. Но стоит повернуть выключатель, и в теплице – доме огурца – словно солнце взошло. Солнечно-яркие лампы поставляет зимовщикам электрозавод.
В теплом и светлом доме растет огурец, растет он и в открытом грунте. А можно ли вырастить огурец в комнатных условиях?
2.3 Применение в медицине и народном хозяйстве
В народной медицине огурцы используют при желудочных заболеваниях как послабляющее средство, огуречный сок широко применяется в косметике.В пищу огурца употребляются не только зрелые плоды-зеленцы, но и семенники. В некоторых странах Юго-Восточной Азии и Западной Европы такие плоды консервируют. Из них также готовят маринады и подливы. В Малайзии и Индонезии в пищу употребляют молодые листья огурца (в свежем или отваренном виде).
Огурец может стать и предметом экспорта. Мировое производство огурцов в настоящее время занимает одно из ведущих мест в народном хозяйстве. В субтропических и других районах Китая собирают в год до 4 млн. тонн, в России, в умеренной зоне сбор равен 1,4 млн. тонн. Много выращивают огурцов и в Японии, и в США, и в Турции.
3. Экспериментальная работа по выращиванию огурцов Результаты собственных исследований.
Оборудование: почва, семена, посадочный инвентарь, фотоаппарат.Ход работы
дата | деятельность | общие рекомендации |
18.01.11 | Подготовка грунта, дренажа, выбор семян «Подмосковные вечера Ф1»,посев семян, полив. Опытные образцы поставили на подоконник. (см. фото №1) | Необходимо выбрать почвогрунт для рассады в горшочки, выбрать семена сортов для закрытого грунта (самоопыляющиеся) и имеющие не слишком длинный стебель. Семена заделывают на глубину 1,5-2 см, при температуре 250С, осуществить умеренный полив теплой водой. Будущую рассаду следует поставить на юго-восточные окна. |
21.01.11 | Наблюдение за образцами. Появились первые ростки, из 12 семян дали всходы 12 растений. Осуществили рыхление, полив. (см. фото №2) | Важно на данном этапе роста растения соблюдать температурный режим (не переохлаждать растение!), умеренный полив, следить за здоровьем растения, подсветка дополнительная. |
23.01.11 | Наблюдение и уход за растениями. Появились настоящие первые листочки. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. Каждый день опрыскивайте листья. |
29.01.11. | Провели пикирование рассады. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. (см. фото №3) | При пикировании глубина заделки рассады 2-3 см. Уход заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке. Полив следует осуществлять после захода солнца теплой водой. |
17.02.11 | Появились первые усики у наших огурчиков. Установили шпалеру. (см. фото №4, 5) | Желательно выбрать шпалеру из экологически чистых материалов. Ежедневно проверять растение на наличие вредителей и болезней. Огурцы может поражать белокрылка - повесьте рядом липкую ленту. |
27.02.11 | Обильное цветение растения, появление завязи. Наблюдаем и ухаживаем за нашими растениями. (см. фото № 6, 7, 8,) | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. |
12.04.11 | Получили первый продукт - первый огурчик. (см. фото № 9) | |
14.04.11-10.05.11 | Осуществляем сбор урожая, собирая через день по 3-5 огурчиков. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. (см. фото № 10) | Рекомендуем сбор урожая осуществлять по мере созревания зеленцов. |
Выводы и рекомендации:
Почти три месяца я наблюдала за ростом огурцов на подоконнике. Результаты моих наблюдений порадовали меня и взрослых, которые мне помогали.
Я сделала вывод: вырастить экологически чистый огурец в комнатных условиях возможно, но необходимо соблюдать определённые условия:
- Тепло - температура не меньше 22 градусов.
- Влажность.
- Вода - полив обязательно теплой водой.
- Большая ёмкость под землю для питания корневой системы.
- И обязательно подсветка, так как зимой короткий день и солнечного света недостаточно, те растения, которые мы подсвечивали, быстрее выросли, быстрее стали плодоносить.
Проводя исследование, мы создали зеленую лабораторию, в которой еще ближе познакомились с живой природой, приобрели много полезных знаний и навыков по уходу. И за подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодари нас своим здоровым видом, яркой окраской листьев и, конечно же, своими плодами, выращенных в экологически чистых условиях.
Заключение
Обычно комнатные растения не рассматривают как источник продуктов для стола, но, тем не менее, в комнатных условиях можно вырастить овощные культуры. Это доказало наше исследование. Проводить исследование мне понравилось, поэтому в следующем году я хочу вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях и создать свой огород на окошке. Ведь значение растений довольно велико. Они не только радуют нас своей красотой, своими плодами, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность. Благодаря работе над данным исследованием, я приобрела навыки отбора необходимого теоретического материала и практические навыки проведения биологического эксперимента.Список литературы
- Воронцов В.В. комнатные растения. Новое руководство по уходу. - М.: ЗАО «Фитон +», 2000
- Домашнее консервирование: Изд. 2-е, Сост. Л.В. Иванова. – Смоленск: Русич, 1997
- Надеждина Н.А. Вокруг света по стране Легумии: научно-художеств. лит-ра/- М.: Дет. лит., 1994
- Карлхайнц Якоби Комнатные растения//Иллюстрированная мини-энциклопедия. - Словакия: фирма OFA sprl, 1995
- Консервирование: Сборник/ Сост. О. Татарникова. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000
- Мир культурных растений. Справочник/В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. - М.: Мысль, 1994
- Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. - М.: «Кладезь-Букс», 2000
Приложения.
Фото № 1. 18 января Фото № 2. 21 январяФото № 3. 29января
Фото № 4. 7 февраля
Фото № 5. 12 февраля
Фото № 6. 25 февраля
Фото № 7. 25 февраля
Фото № 8. 27 февраля
Фото № 9. 2 апреля
Фото № 10 12 апреля
voeto.ru
2. Основная часть
страница 1
МОУ Березовская СОШ
Первомайского района
(исследовательская работа)
Работу выполнила
Малышева Татьяна
Ученица 6 класса
Руководитель работы
Цион В.П. учитель
химии и биологии.
с. Березовка. 2011 год
Список литературы………………………………………………..13Приложения………………………………………………………..14
Стебли ползучие,
Листья колючие,
Цветок - воронкой,
С жёлтой коронкой;
А зелёный плод
С грядки годен в рот.
(Огурец)
В нашей семье очень любят огурцы. Огурец принадлежит к числу наиболее распространенных овощных культур. На любом огороде в тропиках и субтропиках, в умеренной зоне, а также в защищенном грунте можно встретить грядки с огурцами, с которых каждый день собирают плоды-зеленцы. Огурцы хороши в любое время года, их употребляют свежими, солеными и маринованными, консервированными и фаршированными с рисом и мясом. Освежающий аромат огурцов удачно сочетается с ароматическими веществами других продуктов питания и возбуждает аппетит.Зеленые растения являются источником основных продуктов питания. Видовое разнообразие овощных растений чрезвычайно богато. Овощные растения играют важную роль в структуре питания. Являясь источником белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании в пищу риса и крахмалоносов. Употребление овощей повышает в диете содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм человека витаминами.
Для повышения урожайности овощных культур увеличивается использование минеральных удобрений, использование химических средств для борьбы с болезнями и вредителями. Таким образом, мы уже получаем не совсем чистый экологический продукт.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Выращивание огурцов в комнатных условиях» актуальна.
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что каждый из нас любит этот овощ и использует его дома в пищу, так он является очень полезным продуктом питания. Но в связи со сложной экономической обстановкой у нас в стране, цены на этот вид продукта очень высокие, и не каждый человек сможет купить экологически чистый огурец на рынке или в магазине.
Проблема данного исследования: Можно ли вырастить экологически чистый огурец в комнатных условиях?
Цель проекта: раскрыть и изучить этапы и особенности роста огурцов в домашних условиях.
Задачи проекта:- сформировать представление об огурце как биологическом виде;
- составить биологическую характеристику данного растения;
- изучить научную и учебную литературу об исследуемом растении;
- изучить условия выращивания огурцов в домашних условиях;
- провести исследовательскую работу по выращиванию огурцов в комнатных условиях;
- провести поэтапное наблюдение за исследуемым растением;
- развивать умения видеть проблему и наметить пути её решения;
- воспитывать трудолюбие, ответственность ребёнка.
Гипотеза исследования: если при выращивании огурцов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай огурцов.
1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что огурец является самой распространенной овощной культурой, которая, к сожалению, не всегда доступна.2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении.
3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели исследовательскую работу и наблюдения по выращиванию огурцов в комнатных условиях.
4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап - Презентация.
2. Основная часть
2.1. Биологическая характеристика огурца
Царство - Растения Отдел - Покрытосемянные (цветковые) Семейство - Тыквенные Род - Огурец (травянистые растения) Вид - «Подмосковные вечера Ф1», Огурец – однолетнее травянистое растение семейства тыквенных. Плод огурца – ягода. |
Требования к теплу.
Огурец относится к числу наиболее теплолюбивых растений. Он не переносит температуры ниже нуля, а такие температуры как 3-4 градуса тепла в течение 2-3 дней останавливают рост и вызывают гибель растений. Оптимальной температурой воздуха для роста и развития огурца является 25-30 градусов, а почвы 20-25.
Требования к продолжительности дня.
Огурец относится к растениям короткого дня. Развитие растений в начальный период идет быстрее на укороченном дне, короткий день (10-12 часов) необходим в период выращивания рассады. Молодые растения, выращенные на коротком дне, лучше развиваются и формируют более высокий ранний урожай.
Требования к свету.
Огурец наиболее требователен к интенсивности и продолжительности действия света. При затенении огурец плохо растет и не плодоносит. Сильное затенение (при загущении) посевов огурца вызывает усиленное развитие главного стебля и образование мужских цветков.
Требование к влажности почвы и воздуха.
Огурец испытывает высокую потребность в повышенной влажности как почвы, так и относительной влажности воздуха. Потребность растения в воде возрастает по мере его роста и становится наибольшей во время плодоношения. Обеспечить нормальное плодоношение и хорошее качество зеленца можно только при поддержании высокой влажности почвы. Особенно высокие требования огурец предъявляет к влажности воздуха. Оптимальная влажность воздуха для огурца 80-90%. При повышенной влажности почвы растения значительно легче переносят сухость воздуха.
Требования к плодородию почвы и элементам питания.
Относительно слабо развитая корневая система огурца приспособлена к использованию питательных элементов из богатой перегноем почвы, чем и объясняется исключительно высокая требовательность этой культуры к плодородию почвы. Высокая потребность огурца в элементах питания объясняется и интенсивным ростом растений. Минеральные удобрения обеспечивают растения питанием в первые периоды их роста и развития, в то время как органические – в более поздние периоды.
В период вегетации огурец очень чувствителен к изменению минерального питания. Оптимальное азотное питание обеспечивает быстрое нарастание листового аппарата и корневой системы, достаточное снабжение растений фосфором и калием ускоряет цветение и нарастание вегетативной массы, фосфорно-калийное питание при недостатке азота задерживает рост растений и ведет к измельчению и уродливости плодов. Огурец очень требователен к калийному удобрению. Калийные удобрения не только повышают урожай, но и повышают устойчивость к болезням, к низким температурам и улучшают товарные качества плодов. Биологические особенности сорта Подмосковные вечераF-1.
Скороспелый, партенокарпический гибрид женского или преимущественного женского типа цветения с массированной отдачей урожая для защищенного и открытого грунта.
2.2 История выращивания огурцов Огурцы – самый распространенный светолюбивый, теплолюбивый овощ. Ни в одной стране не едят столько огурцов, сколько в России. Наши народные овощи: капуста, морковь, лук и огурец. Свежий, он приятно похрустывает на зубах. Его прохладный запах возбуждает аппетит. Но особенно полюбилсяогурец русскому крестьянину за то, что его, как и капусту, можно заготавливать впрок.
В старину среди русских сел – огородников было немало огуречных. В селе Большое Акулово, что на берегу Оки, напротив города Мурома, крестьяне растили скороспелый Муромский огурец. У подмосковных огуречников были свои сорта: Боровской и выносливый к сырой погоде Неросимый. У ивановских – свой, Вязниковский, с белым пятном на макушке. Трудились огородники с любовью и усердием, но слишком коротко наше лето для тропического овоща.
Родом огурец из Италии. Там не так давно, тридцать лет назад, был обнаружен его предок – толстокорый дикий огурец. Египтянам огурец был знаком за две тысячи лет до нашей эры.
Растили огурец во многих южных странах. Чтобы угодить императору Тиберию, любителю свежих огурцов, умельцы Древнего Рима придумали выращивать рассаду в ящиках, поставленных на колеса. Колеса поворачивали так, чтобы весь день на рассаду лился солнечный свет.
Россия – страна северная. У нас в марте, а бывает и в апреле, белая от снега, холодная земля. Не упросишь солнце: начни весну пораньше, согрей землю! Человек решил это сделать сам. Вырыл яму, поставил над ней сколоченный из бревнышек сруб, набил яму горячим навозом, насыпал поверх земли, посеял в нее огурцы. А сверху накрыл сруб стеклянной рамой.
Навоз парит землю, отсюда и название – парник. Под землей словно топится печка без дров, без угля, без огня. Покатая стеклянная крыша-солнцеловка пропускает солнечные лучи, а тепло от нагретой солнцем земли не выпускает. В поле снег, а в парнике по воле человека началась весна, зазеленели всходы.
Перегорел навоз, и подземная печка-самотопка остыла. Но уже кончились заморозки, и рассада переселяется на грядки, в согретую солнцем землю.
Деревня продавала огурцы городу. Росло городское население, и рос спрос на ранние овощи. Огурцам нужно было более просторное морозоубежище, с печкой, которая топилась бы несколько месяцев в году.
У нас первые теплые дома для огурцов – теплицы с одной покатой застекленной стеной, с железной печкой – были построены в середине прошлого века в Клину. В теплице с жилплощадью туго. Хитрые клиновские умельцы установили в теплице шпалеру – деревянную раму, на которую, как струны, натянуты бечевки. Цепляясь за них усиками, огурец став верхолазом, поднимался вверх к потолку.
Казалось, человек победил мороз, но растению нужно не только тепло, но и свет. В темные зимние месяцы клинские умельцы печки не топили, огурцы не сеяли, теплица запиралась на замок.
Но человек не сдался. У огуречных дел мастеров нашлись и союзники: химики, конструкторы, строители, стеклодувы.
В старые времена, когда еще не изобрели стекло, кто побогаче – вставлял в оконную раму пластинки слюды, кто победней – натягивал на рану бычий
пузырь. Мутное окно плохо пропускало свет. А сегодня без стеклянной крыши-солнцеловки не было бы ни парника, ни теплицы.
Как же участвовали в войне с морозом химики? Они составили рецепт изготовления полиэтиленовой пленки. К маю огуречной рассаде становилось тесно в парнике, ее высаживали на грядки. Но нередко она погибала от майских заморозков. Сейчас рассаду, как одеялом, укрывают полиэтиленовой пленкой. На поле вывозят полиэтиленовый рулон, пленку натягивают на расставленные металлические дуги. И получается длинная, как тоннель, палатка. В такую палатку рассаду можно высадить раньше. Она укроет растения от заморозков, а света им достаточно.
Трудней всего было проникнуть огурцу на Крайний Север. И все же огурец нарушил границу. У нас на острове Диксон за Полярным кругом есть теплицы с паровым отоплением. За окнами непроглядная темнота. Полгода длится черная полярная ночь. Но стоит повернуть выключатель, и в теплице – доме огурца – словно солнце взошло. Солнечно-яркие лампы поставляет зимовщикам электрозавод.
В теплом и светлом доме растет огурец, растет он и в открытом грунте. А можно ли вырастить огурец в комнатных условиях?
2.3 Применение в медицине и народном хозяйстве
В народной медицине огурцы используют при желудочных заболеваниях как послабляющее средство, огуречный сок широко применяется в косметике.В пищу огурца употребляются не только зрелые плоды-зеленцы, но и семенники. В некоторых странах Юго-Восточной Азии и Западной Европы такие плоды консервируют. Из них также готовят маринады и подливы. В Малайзии и Индонезии в пищу употребляют молодые листья огурца (в свежем или отваренном виде).
Огурец может стать и предметом экспорта. Мировое производство огурцов в настоящее время занимает одно из ведущих мест в народном хозяйстве. В субтропических и других районах Китая собирают в год до 4 млн. тонн, в России, в умеренной зоне сбор равен 1,4 млн. тонн. Много выращивают огурцов и в Японии, и в США, и в Турции.
3. Экспериментальная работа по выращиванию огурцов Результаты собственных исследований.
Оборудование: почва, семена, посадочный инвентарь, фотоаппарат.Ход работы
дата | деятельность | общие рекомендации |
18.01.11 | Подготовка грунта, дренажа, выбор семян «Подмосковные вечера Ф1»,посев семян, полив. Опытные образцы поставили на подоконник. (см. фото №1) | Необходимо выбрать почвогрунт для рассады в горшочки, выбрать семена сортов для закрытого грунта (самоопыляющиеся) и имеющие не слишком длинный стебель. Семена заделывают на глубину 1,5-2 см, при температуре 250С, осуществить умеренный полив теплой водой. Будущую рассаду следует поставить на юго-восточные окна. |
21.01.11 | Наблюдение за образцами. Появились первые ростки, из 12 семян дали всходы 12 растений. Осуществили рыхление, полив. (см. фото №2) | Важно на данном этапе роста растения соблюдать температурный режим (не переохлаждать растение!), умеренный полив, следить за здоровьем растения, подсветка дополнительная. |
23.01.11 | Наблюдение и уход за растениями. Появились настоящие первые листочки. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. Каждый день опрыскивайте листья. |
29.01.11. | Провели пикирование рассады. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. (см. фото №3) | При пикировании глубина заделки рассады 2-3 см. Уход заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке. Полив следует осуществлять после захода солнца теплой водой. |
17.02.11 | Появились первые усики у наших огурчиков. Установили шпалеру. (см. фото №4, 5) | Желательно выбрать шпалеру из экологически чистых материалов. Ежедневно проверять растение на наличие вредителей и болезней. Огурцы может поражать белокрылка - повесьте рядом липкую ленту. |
27.02.11 | Обильное цветение растения, появление завязи. Наблюдаем и ухаживаем за нашими растениями. (см. фото № 6, 7, 8,) | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. |
12.04.11 | Получили первый продукт - первый огурчик. (см. фото № 9) | |
14.04.11-10.05.11 | Осуществляем сбор урожая, собирая через день по 3-5 огурчиков. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. (см. фото № 10) | Рекомендуем сбор урожая осуществлять по мере созревания зеленцов. |
Выводы и рекомендации:
Почти три месяца я наблюдала за ростом огурцов на подоконнике. Результаты моих наблюдений порадовали меня и взрослых, которые мне помогали.
Я сделала вывод: вырастить экологически чистый огурец в комнатных условиях возможно, но необходимо соблюдать определённые условия:
- Тепло - температура не меньше 22 градусов.
- Влажность.
- Вода - полив обязательно теплой водой.
- Большая ёмкость под землю для питания корневой системы.
- И обязательно подсветка, так как зимой короткий день и солнечного света недостаточно, те растения, которые мы подсвечивали, быстрее выросли, быстрее стали плодоносить.
Проводя исследование, мы создали зеленую лабораторию, в которой еще ближе познакомились с живой природой, приобрели много полезных знаний и навыков по уходу. И за подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодари нас своим здоровым видом, яркой окраской листьев и, конечно же, своими плодами, выращенных в экологически чистых условиях.
Заключение
Обычно комнатные растения не рассматривают как источник продуктов для стола, но, тем не менее, в комнатных условиях можно вырастить овощные культуры. Это доказало наше исследование. Проводить исследование мне понравилось, поэтому в следующем году я хочу вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях и создать свой огород на окошке. Ведь значение растений довольно велико. Они не только радуют нас своей красотой, своими плодами, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность. Благодаря работе над данным исследованием, я приобрела навыки отбора необходимого теоретического материала и практические навыки проведения биологического эксперимента.Список литературы
- Воронцов В.В. комнатные растения. Новое руководство по уходу. - М.: ЗАО «Фитон +», 2000
- Домашнее консервирование: Изд. 2-е, Сост. Л.В. Иванова. – Смоленск: Русич, 1997
- Надеждина Н.А. Вокруг света по стране Легумии: научно-художеств. лит-ра/- М.: Дет. лит., 1994
- Карлхайнц Якоби Комнатные растения//Иллюстрированная мини-энциклопедия. - Словакия: фирма OFA sprl, 1995
- Консервирование: Сборник/ Сост. О. Татарникова. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000
- Мир культурных растений. Справочник/В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. - М.: Мысль, 1994
- Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. - М.: «Кладезь-Букс», 2000
Приложения.
Фото № 1. 18 января Фото № 2. 21 январяФото № 3. 29января
Фото № 4. 7 февраля
Фото № 5. 12 февраля
Фото № 6. 25 февраля
Фото № 7. 25 февраля
Фото № 8. 27 февраля
Фото № 9. 2 апреля
Фото № 10 12 апреля
www.voeto.ru
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс.
Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Цели: 1. познакомить с правописанием слов с двумя корнями;
2.закреплять умения выполнять разбор слова по составу;
3.развивать мышление, логику, кругозор учащихся; коммуникативные умения (работать в парах);
4. воспитывать коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оргмомент, эмоциональный настрой.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь.
С усердием трудитесь!
а) минутка чистописания.
Пропишите в тетради гласные, которые нам встретятся в словах, над которыми мы будем работать позже.
о // е
б) словарная работа
Давайте отгадаем кроссворд.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Стебли ползучие, листья колючие. Цветок - воронкой с жёлтой коронкой. А зелёный плод с грядки годен в рот. (огурец)
Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер «ТУ»(пылесос).
Какое слово лишнее, почему? (Все слова – словарные, последнее слово (пылесос) не относится к словарным словам). Для чего нужен пылесос? (Для очистки помещений от мелкого мусора, для чистки одежды, мебели, ковров и т.п.). Пылесос также можно использовать для побелки стен, окраски деревянных и металлических поверхностей. Впервые пылесос появился в США в 1899 году.
Составьте из слов, расположенных на зрительных метках, предложение. (Старший брат убирает пылесосом квартиру.) Запись на доске, грамматический разбор предложения.
А как вы помогаете по дому? Не забывайте помогать родителям в уборке по дому.
Ребята, давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? (приставки, корня, суффикса, основы слова). Что такое корень слова? Какую роль выполняют приставка и суффикс?
Давайте разберём слова морковь, капуста, пылесос по составу.
А) определение темы урока, постановка целей.
Как вы думаете, сколько корней в слове пылесос?
Как вы думаете, почему так называется машина для уборки в квартире? (убирает пыль, засасывает её)
Запись на доске и в тетрадях: засасывает (сосёт) пыль.
Подберите однокоренное слово к слову пыль – пыльный (выделение корня).
Есть ли корни пыль, сос в слове пылесос? Так сколько корней в этом слове?
Определите тему урока и поставьте цели.
(Правописание слов с двумя корнями. Цели – познакомимся с правописанием таких слов, узнаем, когда в словах бывает два корня и будем учиться писать такие слова).
Верно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые состоят из двух корней.
Запись и разбор слов: мореход, кожеед, птицелов, рыболов.
Сколько корней в этих словах? Какие гласные стоят между корнями. Сделайте вывод, когда пишется между корнями о, когда е.
Вывод: Слова, которые состоят из двух корней, называются сложными. Между двумя корнями пишутся буквы, которые соединяют два корня. Они называются соединительными гласными. Соединительными могут быть только буквы о,е. Буква о пишется после основ, заканчивающихся на твёрдый согласный; е – пишется после основ, заканчивающихся на мягкий согласный, шипящий и ц.
Первичное закрепление материала.
А) Работа с учебником.
С 100 упр.1. Выписать слова, в которых два корня. Проверка на интерактивной доске.
Пароход, самолёт, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение.
Руки в сторону поставим
(стоя, ноги врозь, руки в сторону)
Правой левую достанем.
(поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот
(поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок.
1,2,3,4 (повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире (в стороны)
Опускаем руки вниз, и за парты вновь садись.
А) работа в парах.
На карточках даны слова, составить сложные слова, помнить, что соединительными гласными только являются буквы: о, е.
Снег +падать
вода+падать
лёд+колоть
дом+хозяйка
мясо+рубить
сам+сваливать
Проверка на доске.
Б) Рубрика «Путешествие в прошлое».
Учебник с 101.
Благодарить – это слово тоже с двумя корнями, ведь благодарить означает «дарить благо, добро». Поэтому, когда благодаришь человека, ты даришь добро. Чаще дари добро людям, чаще благодари их.
Смена поз.
В) Фронтальная работа.
Работа в тетрадях «Пишем грамотно».
Упр. 2 с 27.
Вставь пропущенную соединительную гласную.
Пар__воз, овощ__чистка, пут__шествие, язык__вед, снег__кат, корабл__строитель, овощ__резка, картофел__копалка. Проверка веерами.
Г) Самостоятельная работа.
Отгадай загадки, запиши отгадки.
*Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (самолёт)
*У какого животного растёт на носу рог? (носорог)
*Возле леса на опушке, украшая тёмный бор. Вырос пёстрый, как Петрушка ядовитый…(мухомор)
Как называются слова, которые вы записали? (сложные). Проверка на интерактивной доске.
По выбору: 1) выполнить упр. 4 с 27 (р.т.)
2) придумать 5 слов с соединительной гласной о, 5 слов с соединительной гласной е.
3) придумать сказку о сложных словах с соединительными гласными о, е.
8. Итог урока, рефлексия, оценивание учащихся.
На доске: Я знаю
Я умею
Я запомнил
infourok.ru
Профессии
Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит вас.
(фотограф)
Кто готовит вкусно каши И салаты, и блины? А еще на радость детям Варит сладкие компоты.
(повар)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(повар)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(повар)
Вышли в море корабли Сети опустили. Вот у них большой улов Можно снова в порт, домой.
(рыбаки)
Кто у речки на песке,
Дремлет с удочкой в руке?
Он вам всем давно знаком,
Он зовётся ………………рыбаком.
Кто рыбачит не реке
С тонкой удочкой в руке?
(рыбак)
У ребенка есть мечта, Но нужны и знания. Кто поможет умным стать? Чтобы нужные книги он мог прочитать.
(учитель)
Если в дом пришла беда, Огонь гуляет всюду. На помощь примчатся без труда Смелые, отважные кто они?
(пожарные)
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
(учительница)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка.
(слесарь)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(пограничник)
Почту – письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом!
(почтальон)
Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос?
(пастух)
Кто на ранней зорьке встал,
Плугом поле распахал?
(пахарь)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(маляр)
Кто приходит красить дом,
С длинной кистью и ведром?
Этот мастер вам знаком,
Он зовётся …………………маляром.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?
(космонавт)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(доктор)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(доктор)
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам ходит важный,
Словно сельский …………
(агроном)
Он науку изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся…………
(агроном)
Кто на всех морях бывал,
Кто держал в руках штурвал?
Он вам тоже всем знаком,
Он зовётся ………………..моряком.
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он - ………….. артист.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд нелёгок и непрост,
Как космонавт плывёт он среди звёзд.
(водолаз)
ОВОЩИ
- Что за скрип ? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я ....
(капуста)
Уродилась я на славу,
Голова, как мяч, - кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(капуста)
На плечах Игнашки 43 рубашки.
Все из ткани отбелённой,
А поверх – пиджак зелёный.
(капуста)
Лето целое старалась:
одевалась, одевалась,
а как осень подошла,
нам одёжки отдала.
Сотню одежонок сложим мы в бочонок.
(капуста)
Толстушки Матрёшки,
Кругленькие белоножки.
На гряду встали,
На головы намотали
По 70 платков – все без узелков.
(капуста)
Разве в огороде пусто,
Если там растёт …………. капуста.
Стоит Матрёшка на одной ножке,
Закутана, запутана.
(капуста)
Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадке.
(капуста)
77 одёжек, а все без застёжек.
(капуста)
Как надела 100 рубах,
Захрустела на зубах.
(капуста)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка.
(капуста)
Был ребёнок, не знал пелёнок,
Стал стариком, сто пелёнок на нём.
(капуста)
Не шит, не кроен, а весь в рубцах,
Без счёту одёжек,
А весь без застёжек.
(капуста)
Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный.
Завила оборки густо.
Узнаёшь её?
(капуста)
Толстовата, форсиста,
Сорочек надела триста,
А нога одна.
(капуста)
Сидит Ермошка на одной ножке,
На нём сто одёжек:
Не сшиты, не кроены, а весь в рубцах.
(капуста)
Растёт она на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(капуста)
- Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Есть красавица одна:
И румяна, и стройна,
Хоть в земле она живёт,
А большой от всех почёт.
Кто проходит близко – кланяется низко.
(морковь)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(морковь)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки.
(морковь)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(морковь)
- И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом ...
(картошка)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная……….картошка.
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картошка)
Под кустом копнёшь немножко,
Выглянет на свет ………… картошка.
Неказиста, шишковата,
А на стол придёт она,
Скажут весело ребята:
Ну рассыпчата, вкусна!
(картошка)
- Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней...
(помидора)
Растут на грядке зелёные ветки,
А на них висят красные детки.
(помидоры)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют.
(помидоры)
Носил мальчик зелёный кафтанчик,
Стал паном, обзавёлся красным кафтаном.
(помидор)
Ягода красная, ягода вкусная,
Режь, да соли, ешь да хвали.
(помидор)
Был зелёный плод – не просился в рот.
Положили в лёжку – он сменил одёжку:
Красную надел – для еды поспел.
(помидор)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В суп кладут иль так едят.
(помидор)
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят……………… помидор.
Стебли ползучие, листья колючие,
Цветок воронкой с жёлтой коронкой.
А зелёный плод с грядки – прямо в рот
(огурец)
Ни окон, ни дверей –
Полна горница людей.
(огурец)
Телятки – гладки привязаны к грядке.
(огурцы)
Пупырчатый лежит на грядке
И с мамою играет в прятки.
(огурец)
Под листочком у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый,
А животик беловатый.
(огурец)
Лежит меж грядок
Зелен и сладок. (огурец)
Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком,
хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(огурцы)
Он совсем-совсем зелёный,
И овальный, удлинённый.
Помидора верный брат –
Тоже просится в салат.
Догадался? Молодец!
Ну, конечно, …………….. огурец.
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – крепкие, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?
(огурцы)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ………… лук.
Сидит дед, в шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(лук)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу.
(лук)
Захотелось плакать вдруг –
Слёзы лить заставил ………. лук.
Корни – пучком, листья – торчком,
Корни густые, листья пустые.
А стебель особый, найди-ка попробуй.
(лук)
У листа пуста серёдка,
Корни – белая головка.
Стебель – плоская лепёшка,
Семя – угольная крошка.
(лук)
Круглый, а не кочка,
Есть дно, а не бочка,
Есть перья, а не птица,
Есть горечь, а не горчица.
(лук)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать и без горюшка.
(лук)
До слёз доводит этот друг,
Когда его разденут вдруг.
(лук)
Сначала он на грядке рос,
Потом попал на стол.
Довёл он повара до слёз
И угодил в котёл.
(лук)
Слёзы льются в три ручья,
А с чего бы вдруг?
Потому что это я
Взялся чистить …………………..(лук)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом.
(редиска)
Снаружи красна, внутри бела,
На головке хохолок –
Зелёненький лесок.
(редиска)
Тело – бело, как берёза,
Платье – красно, словно роза.
(редиска)
Набирай скорее в миску
Краснощёкую ………………редиску.
Что красно снаружи, бело внутри,
С зелёным хохолком на голове?
(редиска)
Над землёй - трава,
Под землёй - алая голова.
(свёкла)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
(свёкла)
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я - ……… (свёкла)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? ………………. (репка)
Жёлтая, а не солнце,
Круглая, а не луна,
Её едят, про неё сказку говорят.
(репка)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мёд, а вкус не тот.
(репка)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)
Жёлтая курица в огороде дуется.
(тыква)
Я расту на огороде,
Я в стручках гороха вроде.
В супе же для разных крох
Я вкуснее, чем горох.
(фасоль)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки –дробинки.
(горох)
На плетне зелёный крюк
На крюке сидит сундук.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук –
Всё рассыпалось вокруг.
(горох)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ……….. горох.
Дом зелёный, тесноватый,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(горох)
Выросла травка – к пище приправка,
Её пожитки – душистые нитки.
(укроп)
Маленький, горький –луку брат.
Кто, ребята, незнаком с белозубым ….
(чесноком)
ФРУКТЫ
- Круглое, румяное С дерева упало,
Прямо в рот попало.
(Яблоко)
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
Сам с кулачок, красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко.
(яблоко)
Хоть прячется Алёна,
За веточкой зелёной,
Но красная щека видна издалека.
(яблоко)
Весной повисло – всё лето кисло,
А сладко стало – на землю упало.
(яблоко)
Я румяную матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда матрёшка,
Упадёт сама в траву.
(яблоко)
Покуда было малым
Не падало оно.
А выросло – упало.
Не правда ли смешно?
(яблоко)
- Пахнет вкусно, аппетитно. Хочешь скушать? Очень кисло!
(Лимон)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(апельсин)
На сучках висят шары
Посинели от жары.
(слива)
Какой плод человеческим именем называется?
(груша)
ЯГОДЫ
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(земляника)
Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.
(земляника)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке,
Покраснеет – и душистая
Попадёт нам в кружки.
(земляника)
Маленькая, аленькая,
В лес позвала, а сама спряталась.
(земляника)
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(земляника)
Красна, сладка, душиста,
Растёт низко, к земле близко.
(земляника)
На лесной полянке
Красуется Татьянка –
Алый сарафан,
Белые колготки.
(земляника)
Я – капелька лета на тоненькой ножке
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад наклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
В сенокос – горька, А в мороз сладка.
Что за ягодка? (клюква)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.
(клюква)
Осень уронила бусинки на мох,
В туесок собрал их маленький Тимох.
А когда попробовал, сморщился:
Ох,ох, даже горстки ягод
Мальчик съесть не мог.
(клюква)
Мох не мох – в лесу перинка,
На перинке не малинка.
И пригожа, и красна,
Разрумянилась со сна.
(клюква)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
(клюква)
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется………… (арбуз)
Он зелёный, полосатый,
Как воздушный шар пузатый.
А разрезали – смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется ………………… (арбуз)
Малый, немалый, внутри алый,
Не солёный – сладенький,
А кафтан зелёный, полосатенький.
(арбуз)
Тело резано без боли,
Мясо съедено без соли.
Кости вынуты, наземь кинуты,
Собаки бежали и нюхать не стали.
(арбуз)
Знает каждый карапуз:
Эта ягода - ………… (арбуз!)
Не тигр, а полосатый,
Не морж, а усатый,
Не мёд, а сладкий,
Не мяч, а каткий.
(арбуз)
Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый – все довольны!
Так приятен он ан вкус!
Это что за шар?
(арбуз)
Полосатое ядро,
Кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки
В виде завитушки.
(арбуз)
На солнце греется пузатый,
Крепыш в рубашке полосатой.
(арбуз)
Кафтан на мне зелёный,
И сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
На вид похож на мяч.
(арбуз)
К нам приехали с бахчи,
Полосатые мячи.
(арбуз)
Была зелёной, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я –
И вот теперь я спелая.
(черника)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(черника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Бусы эти не простые,
Виноградинки лесные.
(брусника)
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то – косточка,
Да красненькая кофточка.
(вишня)
Сижу на дереве, кругла как шар.
Кругла, как мёд, красна, как кровь.
(вишня)
Выросли на дереве вкусные серёжки,
Круглые и красные, кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних,
Скажем сразу: это …………. вишня.
Сижу на дереве: красная, как кровь,
Круглая, как шар, вкусная, как мёд.
(вишня)
На дьявольском дереве
За шипами – колючками,
Растут арбузики – карапузики.
(крыжовник)
Низок, да колюч,
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(крыжовник)
На сучках висят шары
Посинели от жары. (сливы)
Было зелёное платье, атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело так же и это,
Платье надела синего цвета.
(слива)
Синий мундир, тёплая подкладка,
А в середине сладко.
(слива)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(смородина)
СПОРТ
Зелёный луг, сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(стадион)
На ледяной площадке крик.
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: - Шайба! Клюшка! Бей!
Весёлая игра …… (хоккей)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называюсь я …………..(хоккей)
Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? …………(коньки)
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода – то тверда, словно каменная.
(коньки)
Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими ………… (коньками)
У меня два коня, бойки и ретивы.
Только нет у коней
Ни хвоста, ни гривы.
Летом спят на боку, в поле не пасутся,
А зимой не удержать:
Всё вперед несутся.
(коньки)
Мои новые дружки
И блестящи и легки.
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся.
(коньки)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня?
(коньки)
Льётся речка, - мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(коньки)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы…………..(санки)
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка.
(санки)
Всё лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры, помчались с горы.
(санки)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
(санки)
Я катаюсь на нём
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
(санки)
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка,
За верёвочку узду
Через двор коня веду.
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу.
(санки)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?
(лыжи)
Кто по снегу быстро мчится?
Провалиться не боится? (лыжи)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим,
Уж такой у нас режим.
(лыжи)
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи, и зовут их …….
(лыжи)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги!
(лыжи)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут, обе песенки поют,
Обе ленты на снегу оставляют на бегу.
(лыжи)
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(лыжи)
На снегу две полосы.
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то …………..(лыжи)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг к берёзке
Тянут две полоски.
Задрав носики, бегут к просеке.
(лыжи)
На белом просторе
Две ровные строчки,
А рядом бегут запятая да точки.
(лыжи)
Деревянные кони по снегу скачут,
В снег не проваливаются.
(лыжи)
В чистом поле у берёзки,
На снегу видны полоски.
Подошла лиса поближе:
Здесь бежали чьи-то………….(лыжи)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!
(лыжи)
Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине. (рюкзак)
Ты идёшь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез.
Сам идти не хочет,
Он тяжёлый очень.
(рюкзак)
В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут.
Что это за дом?
(палатка)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху сварить,
Чай душистый кипятить.
(котелок)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился………………. (парашют)
Он качалка и кровать,
Хорошо на нём лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(гамак)
Мы на брёвнышки похожи,
Строй фигуры и сбивай.
Если знаешь, как зовут нас,
Быстро, дружно отвечай. (городки)
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опять встают.
(городки)
Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чём:
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ……………… (гантели)
В него воздух надувают
И его ногой пинают.
(мяч)
В кармане моём – замечательный друг:
Он знает где север и знает где юг.
(компас)
Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
(компас)
Вот серебряный лужок,
Не видать барашка.
Не мычит на нём бычок,
Не цветёт ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
а весною не найдёшь.
(каток)
Станут два братца
В речке купаться.
Вынырнут вместе, вместе нырнут,
Лодке на месте стоять не дадут.
(вёсла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь об пол кидать,
Станет кверху летать.
(мяч)
По пустому животу
Бьют меня невмоготу.
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(футбольный мяч)
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал,
Хоть надут он всегда =-
С ним не скучно никогда.
(мяч)
Умею прыгать и катиться,
А если бросят – полечу.
Кругом смеющиеся лица.
Все рады круглому ……………(мячу)
Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она через меня.
(скакалка)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ………. (зарядку)
ОДЕЖДА
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(варежки)
А ну-ка, ребята, кто угадает,
На 10 братьев двух шуб хватает.
(варежки)
Пять мешочков шерстяных,
Греются братишки в них.
(перчатки)
Разошлись все мальчики
Во темны чуланчики,
Каждый мальчик в свой чуланчик.
(перчатки)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ……………… рукавички.
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(резиновые сапоги)
Отгадай загадку – кто мы?
В тёплый день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа:
Топать, шлёпать нам охота.
(резиновые сапоги)
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (шляпа)
У неё есть поля,
Но на них ничего не растёт.
У неё есть дно,
Но не снизу, а наоборот.
(шляпа)
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомого встречу – соскочу, привечу.
(шляпа)
Если снег и если стужа,
Если ветер на дворе,
Чтобы не был ты простужен,
Домик нужен голове.
(шляпа)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(шарф)
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле – вошёл.
(рубаха)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(туфли)
Всегда послушен моде,
Как зеркало блестит,
Завязанный он ходит,
Развязанный стоит.
Догадаться же пустяк,
Что зовут его ……… (башмак)
Я как зонт не промокаю,
От дождя вас защищаю.
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое?
(плащ)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(шуба)
Если день нахмурится,
Если дождь пойдёт,
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнёт.
(зонт)
Дружбу он с дождём ведёт,
Вместе с ним гулять идёт.
(зонт)
Если дождь припустится – как цветок распустится.
Если дождик перестанет –
Он сожмётся и завянет.
(зонт)
Гуляю я и в дождь, и в зной –
Характер у меня такой.
(зонт)
Свернёшь – клин, развернёшь – блин.
(зонт)
Я друга защитить готов
От всех невзгод, штормов, ветров!
Как только друг увидит тучку,
Скорей берёт меня за ручку.
(зонт)
В плохую погоду я с вами хожу.
А в солнечный день я свернувшись лежу.
(зонт)
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя и намокает, но не промокает.
(зонт)
Стоит солнцу в тучах скрыться
А дождю заморосить,
Как спешит он весь раскрыться
И собою нас укрыть!
(зонтик)
Вот вам первая загадка:
У кого за носом пятка.
(валенок)
studfiles.net